Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - Театралка

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная организация

Адрес реализации программы
Полное название программы
Направленность программы
Сведения о разработчиках

Срок реализации программы
Возраст обучающихся
Тип программы
Вид программы
Цель программы

Образовательные уровни
Форма реализации программы
Формы мониторинга
результативности

Муниципальное автономное общеобразовательная
организация – средняя общеобразовательная школа с
углублённым изучением отдельных предметов №148
Г. Екатеринбург, улица Бебеля, дом 150
Программа объединения« Театралка»
Художественно- эстетическая
Резнова Анастасия Геннадьевна, педагог
дополнительного образования
1 год
7-17 лет
дополнительная общеобразовательная программа
по степени авторства – модифицированная; по
уровню освоения – общекультурная;
Выявление и развитие общих исполнительских
способностей детей, формирование интереса к
актерскому творчеству.
Стартовый уровень
групповая
Для полноценной реализации данной программы
используются разные виды контроля:
•
текущий контроль: осуществляется
посредством наблюдения за деятельностью и
развитием каждого ребенка в процессе занятий; •
промежуточный контроль: мероприятия и
праздники, проводимые в коллективе праздники,
соревнования, занятия-зачеты позволяют следить за
развитием каждого ребенка, раскрытием его
творческих и духовных устремлений;
•
итоговый контроль: открытые занятия по
актерскому мастерству и сценической речи,
концертные номера, миниатюры

Результативность реализации
программы

Личностные результаты:
•
развитие внимания, памяти фантазии,
воображения, художественной интуиции;
•
умение ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли, понимать смысл поставленной задачи;
•
способность управлять своими эмоциями,
проявлять культуру общения и взаимодействия в
процессе занятий;
•
активное проявление индивидуальных
способностей в работе;
•
стремление к постоянному духовному
совершенствованию, расширению своего культурного
кругозора.
Предметные результаты:
• владение общими сведениями об особенностях
театра как вида искусства, о видах и жанрах
театрального искусства;
•знание основных законов сцены, основных
элементов сценического пространства, основных
правил сценического поведения;
• знание терминов и понятий пластики и
артистической игры: внимание, память,
воображение, координация, пластичность,
темпоритм, сценическое
общение, память физического действия, актерская
выразительность, этюд и т.д.); •владение
навыками организации дыхания, комплексом
упражнений артикуляционной гимнастики и
дикции;
•владение разминочным тренингом тела, умением
двигаться в заданном темпе и ритме, координировать
свои движения в пространстве и в соответствии с
действиями партнеров, создавать пластические
образы;
•владение навыками художественного чтения,
сценической «лепки» фразы (логика речи).
Метапредметные результаты

 формирование перечисленных ниже
универсальных учебных действий (УУД).
• осмысливать последовательность действий на
занятии при выполнении творческих работ;
• самостоятельно выполнять творческие задания;
• совместно
с
наставником
и
другими
обучающимися давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей;

• добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя ИКТ, свой жизненный опыт и
информацию,
полученную
на
занятии
в
объединении;
• анализировать
и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в
другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих.
• адекватно использовать речевые средства;
• адекватно использовать невербальные способы
общения (культура двигательных умений в
соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью);
• слушать, понимать и договариваться о правилах
общения и поведения.

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативная
база.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Театралка» разработано с учетом следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;
-Локальный
акт
«Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МАОУ – СОШ №148».
Актуальность этой программы заключается в том, что современные дети живут в
непростое время - время перемен, политической нестабильности, духовного кризиса в
обществе. Для того, чтобы они, вырастая не попадали в категорию «социальных отходов»,
необходимо использовать весь арсенал средств при формировании цельной и сильной
личности. Одним из наиболее эффективных способов включения подростка в
окружающий реальный мир является личностно ориентированное (дифференцированное)
обучение, учитывающее его особенности психологического склада, общий уровень
развития, темперамент. Драматическое искусство, как и все другие виды искусства, может
сыграть большую роль в развитии чувств подростка, потому что оно затрагивает душу
глубже, сильнее и интимнее, чем наука. Оно охватывает всю физическую и психическую
сущность человека, вовлекая в процесс создания образа и волю, и чувства, и мышление.
Связано это с тем, что драматизация основана на действии, совершаемом самим
подростком, и таким образом непосредственно связывает художественное творчество с
личными переживаниями.
Педагогическая целесообразность. Реализация программы позволяет включить
механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для
творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых
знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством
социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде,
позитивному самоопределению. Обучение отличается практической и гуманитарной
направленностью.

Программа адресована обучающимся 7-17 лет. И это соответствует взглядам
отечественных психологов на ведущий вид деятельности в этом возрасте. Театральное
творчество способно оказать воспитательное и терапевтическое воздействие на подростка.
Этому способствуют особенности данного возрастного периода: бурное развитие чувств,
большая устойчивость эмоциональных переживаний, формирование мировоззрения и
идеалов. По-прежнему идет развитие воображения, которое в подростковом возрасте
принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы; подросток
«проигрывает» в своем воображении различные социальные и нравственные ситуации. Он
активно ищет такую деятельность, в которой акцент делается на развитие
взаимоотношений, на построение разнообразных форм общения, которые могли бы
удовлетворить его потребности в раскрытии всего комплекса физических и душевных
качеств.
Условия приёма. Набор в творческий коллектив осуществляется по желанию и без
специальной подготовки.
Рабочая программа «Театралка» относится к программам художественной
направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры
обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный
креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения,
творческой импровизации.
Программа является модифицированной. Одним из основных ориентиров при
разработке программы «Театр миниатюр» стали программы «Сценическая речь» и
«Театральная игра» М.В. Терентьевой, программа «Пластика» Зиновьевой М.А. – ведущих
педагогов Театра-студии «Дали».
Формами обучения являются:
− индивидуально-групповые занятия;
− коллективные репетиции;
− концертная деятельность;
− творческая лаборатория (мастер – классы приглашенных педагогов по
театральным направлениям);
− зрительская практика (посещение спектаклей, концертов, фестивалей) и
другие.
Форма организации деятельности обучающихся на занятиях:
-фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
- групповая – организация работы в группах;
-индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В программе реализуется дидактический принцип подачи материала «от простого к
сложному». Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников
реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим
процессом осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала
ребенка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.
Программа рассчитана на 34 учебные недели, на 153 часа в год. Занятия проводятся
2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа. Занятия организуются после 30-минутного
перерыва после основных занятий. После 45 минут теоретических занятий организуется
перерыв длительностью 10 мин. Занятия заканчиваются не позднее 20.00 часов.

Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их продолжительность в Учреждении
регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей".
Рабочая программа предназначена на 2-й год обучения. По данной рабочей программе
будет обучаться 1 группа. Характеристика групп: 30 человек, 7 мальчиков и 23 девочки.
Возраст детей данной группы 7-17 лет.
Отличительную особенность рабочей программы определило то, что при ее
разработке составитель ориентировался на младших подростков, которые ранее не
занимались активно театральным видом творчества в более раннем возрасте. Поэтому и
возник курс, рассчитанный на два года и предусматривающий возможность включения
тем и упражнений, рассчитанные на детей начальной школы.
Основной формой работы являются театральные игры и упражненияимпровизации. Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее упражнения
на память физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого),
демонстрирующего владение «лепкой» фразы. Построение программы по крупным блокам
тем - «Основы театральной культуры», «Актёрское мастерство», «Сценическая речь»,
«Сценическое движение» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с
детьми. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование
воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Работа педагога строится на принципах:
• Принцип научности - направлен на то, чтобы обучающиеся получали достоверные
знания, соответствующие тематической направленности программы. Этот принцип
является основным. Его осуществление происходит с учётом развития
обучающихся и их возраста.
• Принцип систематичности и последовательности - заключается в том, что знания,
умения и навыки должны усваиваться в определённом порядке, поэтому учебный
материал в программе расположен в логической последовательности и каждое
занятие является логическим продолжением предыдущего.
• Принцип доступности - заключается в простоте изложения и понимания учебного
материала и соответствии содержания, характера и объёма учебного материала
степени подготовки обучающихся и развитию их познавательных способностей. 
Принцип наглядности - даёт возможность обучающимся приобретать знания
осознанно, при использовании познавательной активности. Реализуется путём
использования технических средств обучения и наглядных пособий
(компьютерные презентации и т.д.).
• Принцип прочности усвоения знаний - реализуется путём систематического
повторения учебного материала, закрепления, проверки и оценки знаний,
применения различных методов и форм контроля знаний.
• Принцип сознательности, активности и самостоятельности - основывается на
осознанном выборе и интересе обучающихся. Реализацией данного принципа
является сохранность контингента обучающихся.
• Принцип открытости - участие в образовательном процессе родителей,
администрации школы.
Программой предусмотрены следующие методы:
-Словесный (устное изложение, беседа);

-Наглядный (демонстрация упражнений, иллюстраций, видео);
-Практический (упражнения по наработке навыков, самостоятельная работа, подготовка и
участие в концертах, праздниках, фестивалях);
- Репродуктивный (копирование образцов);
- Частично-поисковый (выполнение вариативных, разноуровневых заданий); Исследовательский (творческие задания, проекты).
Методика проведения занятий с обучающимися, строится на тематическом разнообразии.
Решение творческих и практических задач не слишком трудоёмки и утомительны. Как
правило, они выполняются в течение 1 – 2 занятий. Программные материалы подобраны
так, чтобы поддерживать постоянный интерес к занятиям у всех обучающихся. Каждое
занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: выявление и развитие общих исполнительских способностей детей,
формирование интереса к актерскому творчеству.
Основные задачи:
• дать первоначальные знания и умения в области театрального искусства, заложить
фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства;
• выявление и развития специальных способностей; открытие действия как
основного материала актерского мастерства,
• оказание помощи в овладении навыками межличностного общения и совместной
деятельности в группе;
• формирование внутренней мотивации студийцев к развитию собственного
творческого потенциала.
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития
творческих способностей обучающихся. В основе многообразных форм организации
занятия имеются общие характеристики:
-каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации
деятельности;
-любое занятие имеет структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов; построение занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и
типа.
• Теория включает в себя: историю театра, игры и конферанса. Объяснение условий
и правил выполнения упражнений, приемов и методов их исполнения.
Теоретический материал даётся в начале занятия и преподносится в форме
рассказа, компьютерной презентации или беседы, сопровождаемой вопросами к
детям.
• В практическую часть входит выполнение упражнений по закреплению навыков и
умений, позволяющих проявить творческие способности каждого обучающегося.
Тематические блоки раздела программы расположены в определённой системе: от
более простых к более сложным. Содержание позволяет максимально разнообразить
творческую деятельность обучающихся, в результате не наступает переутомление,
интерес к творчеству не угасает.
Для развития индивидуальных познавательных способностей обучающихся, для их
активного включения в процесс поиска необходимой информации, для формирования
умений самостоятельно добывать новые знания используется метод проектов.

Для обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и работоспособности,
проявляющим стойкий интерес к данному профилю деятельности разрабатываются
индивидуальные образовательные маршруты, опирающиеся на содержание базовой
программы. Работа педагога по индивидуальным образовательным маршрутам строится
с учётом индивидуальных способностей обучающихся и использованием различных
форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного
процесса по отношению к каждому ребёнку.
Данная программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но расширение
кругозора, развитие творческих способностей, обучающихся с учётом современных
условий жизни, школьной среды, быта, семьи.
1.3. Учебный план
№
п/п

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.
2.
2.1.
2.2.

Вводное занятие.
Основы театральной культуры
История театра.
Театр как вид искусства.

3
10
4
6

1
5
2
3

2
5
2
3

3.
3.1
3.2.
3.3

Сценическая речь Дыхание.
Дикция.
Логика речи и художественное чтение.

40
12
14
14

10
2
4
4

30
10
10
10

10
20
7
7
6

4
6
2
2
2

6
14
5
5
4

3.4.
4.
4.1
4.2.
4.3.
5.
5.1.

Работа над текстом роли.
Сценическое движение.
Пластика.
Ритмика.
Координация движений.

27
12

6
3

21
9

5.2.

Актерское мастерство. Практическое
знакомство со сценическим действием
в упражнениях, играх, этюдах.
Практическое знакомство с элементами
общения и взаимодействия

15

3

12

6.
6.1
6.2.
6.3.

Спектакль как творческий процесс.
Текст-основа постановки.
Репетиции.
Постановки.

40
13
18
9

9
3
3
3

31
10
15
6

7.

Итоговое занятие.
Итого:

3
153

0
41

3
84

1.4. Содержание курса

1.Вводное занятие.
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром
как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями,
мероприятиями выпускников. Тестирование.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2.
Основы театральной культуры. Содержание этого раздела знакомит с
некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.
2.1. История театра.
Теория: Народные истоки театрального искусства: обряды, песни, пляски, игры,
празднества. Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в
народе. О Петрушке. Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды
кукольного театра.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов. Праздники «Масленица», «Покрова»,
«Рождественские посиделки», и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из
литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия. Приёмы и методы: метод
игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный Дидактический
материал: карточки с заданиями, фотографии, аудио- и видеоматериал с народными
песнями, танцами.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр – как вид искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место
театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол,
радио- и телетеатр. Устройство театра. Зрительный зал. Театральная сцена. За кулисами
театра. Основные театральные профессии: Кто есть кто в театре. Спектакль – результат
коллективного творчества. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных
профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов. Этюд «Покупка театрального
билета». Просмотр театральных постановок. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как
себя вести в театре».
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам. Приёмы
и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный Дидактический
материал: фотографии, аудио- и видеоматериал.
3. Сценическая речь.
Основы практической работы над голосом. Формируются навыки голосо-речевого
тренинга. Понятия «сценическая речь», «виды дыхания», «артикуляция», «дикция»,
«орфоэпия».
3.1. Дыхание.

Теория: Правила гигиены голоса. Осанка. Разогревающий массаж. Установка правильного
дыхания (опертость). Беззвучное дыхание. Упражнения с одним звуком, с одним словом и
фразой. Масочный звук и посыл звука.
Практическая работа. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Отработка навыка
правильного дыхания (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.),
сознательного управления речеголосовым аппаратом при чтении (диапазоном голоса, его
силой и подвижностью»). Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни»,
«Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».
Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание. Упражнения «Жилет»,
«Комар», «Котенок». Упражнения на укрепление мышц, участвующих в речевом
процессе. Упражнения на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения
«Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и
т.д.).
3.2. Дикция.
Теория: Артикуляция. Дикция. Резонаторы. Соединение гласной и согласной;
труднопроизносимые сочетания согласных. Произнесение последних звуков в слове.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения на мимику, гимнастика,
тренировка мышц языка, нижней челюсти упражнения для губ «Улыбка-хоботок»,
«Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Упражнения
для резонирования. Тренинг гласных звуков и согласных звуков (упражнение «комбайн»).
Упражнения по скороговоркам и чистоговоркам. Разучивание простых скороговорок с
постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орел», «Бык тупогуб»,
«Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий
срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.).
3.3. Логика речи и художественное чтение.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.
Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы.
Пояснения на басах и верхах. Словесное действие. Классификация словесных
воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим
голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного
произведения. Знаки препинания как средство раскрытия содержания. Темп и ритм в
тексте. Текст и музыка. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры.
Литературное произношение.
Практическая работа: Упражнения на владение интонацией. Логическое ударение в
малословной и многословной фразах. Эмоциональное окрашивание логических ударений.
Речь в условиях определенной физической нагрузки (упражнение со скакалкой).
Упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым
аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Речевые этюды по
стихотворениям, басням, прозе.
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и
управление речеголосовым аппаратом, демонстрирующего владение «лепкой» фразы,
исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
3.4. Работа над текстом роли.
Теория: Повествовательный и драматический текст Логический анализ текста. Словесное
действие. Знаки препинания как средство раскрытия содержания. Темп и ритм в тексте.
Текст и музыка. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение.
Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Кто
это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста»,
выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме. Форма
подведения итогов: выступление.
4.Сценическое движение.
Главная задача - сделать мышцы пластичными, научить тело подчиняться воле. Понятие
жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.
4.1. Пластика.
Теория: Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в драматическом
искусстве. Воспитание пластичности.
Практическая работа: Комплекс общеразвивающих упражнений (разминка плечевого
пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор»,
«Гуттаперчевый мальчик, «Шарниры» и т.д.); комбинированные упражнения; беговые
упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями различных частей
тела и т.д. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами пластики
(«Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.). Комплекс упражнений на напряжение и
расслабление мышц живота, спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня»,
«Толстый и тонкий», «Кощей Бессмертный» и т.д.). Подвижные игры («Третий лишний»,
«Космонавт», «Зайка в огороде» и т.д.). Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики»,
«Иголка с ниткой», «Бумажный змей» и т.д.). Комплекс упражнений на равновесие
(«Цапля», «Смешные ножки» и т.д Действия с воображаемыми предметами.
Элементы пантомимы. «Красноречивое молчание» - игра-упражнение. Действия с
предметами.
4.2. Ритмика.
Теория: Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и темп
движения как выразительные средства в искусстве
Практические занятия: Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма: отстукивание,
прохлопывание заданного ритма; ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на
бег); ходьба под музыку (с ускорением, замедлением); построение и переход в колонну,
шеренгу, круг; прыжки под музыку, под скакалку; бросание, подбрасывание, ловля мяча
или обруча. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений.
Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции. Импровизация
под музыку.

4.3. Координация движений.
Теория: «Координация» - пластически и ритмически точно организованные движения при
действиях без партнера и с партнером.
Практические занятия: Упражнения, совершенствующие координацию движений,
развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой,
сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям. Комплекс упражнений и игр
на развитие координации движений («Смешные ручки», «Успей-ка!» и т.д.). Тренинг
мысленных действий. Упражнения на тренировку внутреннего напряжения.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок,
метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки Форма
подведения итогов: этюды, упражнения. 5. Основы актерского
мастерства (развитие актерских способностей).
Объединяет все элементы подготовки в единый комплекс, делающий действо понятным.
5.1. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх,
этюдах.
Теория. Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания.
Подчинение внимания поставленной задаче
Практические занятия: Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить»,
«Много ниточек, или Большое зеркало». Упражнения и игры на фиксирование внимания в
малом, среднем и большом кругах. «Я наблюдаю мир»: упражнения «сказка»,
«ассоциация», «борьба стихий», «ладонь», «фотография»,
«три точки» и др. «Я слышу мир»: упражнения «круги внимания», «угадать шумы»,
«искусственные шумы», «радио», «слышать одного» и др. «я осязаю и обоняю мир»:
упражнения «узнать запахи», «ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография»
и др.
Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и организовать
активное, заинтересованное отношение к объектам внимания (упражнения «10 ступеней»,
«Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.). Комплекс игр и упражнений,
показывающих необходимость подлинности и целенаправленности действий в
предлагаемых обстоятельствах («Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри
предмет…», «Посмотри в окно…» и т.д.). Комплекс упражнений на практическое
знакомство с действием в условиях вымысла: действие с реальными предметами в
вымышленных обстоятельствах; действие с воображаемыми предметами («Игра в
снежки», «Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.). Упражнения по развитию образных
представлений: «кинолента видения» - описать знакомый пейзаж, встречу, видя
внутренним взором то, о чем рассказываешь; придумать небольшой рассказ на
предложенную тему и рассказать его так, как если бы ты был участником описываемого
события и т.д.) Упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно
отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это оказался муравейник;
опаздываю в школу и обнаруживаю, что в портфеле нет ….. и т.д.).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
5.2. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия.
Теория: Сценическое общение. Возможности актера «превращать», преображать с
помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Психофизические действия в предлагаемых обстоятельствах. Отношение к предмету в
предлагаемых обстоятельствах. Словесные действия. Психофизическая выразительность
речи. Словесные воздействия как подтекст.
Практическая работа: Упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом); превращения заданного предмета с помощью действий во
что-то другое (индивидуально, с помощниками). Групповые игры, упражнения и этюды на
простейшие виды общения без слов. Упражнения на развитие творческого воображения и
образной памяти (типа: «пристройка», «оркестр», «повтори фигуру»). Парные и
групповые действия, направленные на выполнение конкретной задачи в игровых
предлагаемых обстоятельствах.
Этюды на литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях
воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды на пословицы,
крылатые выражения, поговорки, по произведениям А. Барто, Маршака С., С. Михалкова,
Н. Носова и др., оправдывающие необходимость действия с минимальным
использованием слов).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод
импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями. Форма
подведения итогов: самостоятельная импровизация
6. Работа над миниатюрой.
6.1. Текст – основа постановки.
Теория: Спектакль - осознанное действо по определенному сюжету. Понятия: «сценарий»,
«сюжет», «идея», «роль», «действие». Особенности композиционного построения пьесы:
ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Персонажи - действующие лица
спектакля. Практическая работа: Чтение и обсуждение текста, темы, идеи, осмысление
сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии
действия.
Обсуждение сценографии и костюмов. Общий разговор о замысле.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации;
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме,
иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: анализ пьесы.
6. 2.Репетиции.
Практическая работа: Мизансценирование; репетиции в декорациях, с реквизитом и
бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением,
сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Прогоны.
Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: генеральная репетиция (первый показ на зрителя). Обсуждение
выступления (участвуют все актеры).
7. Итоговое занятие.
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая
работа:
экзамен-выступление:
упражнения
на
коллективную
согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации; этюды на
оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми
обстоятельствами; упражнения по курсу «Сценическая речь». Тестирование.
Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.
Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины, тесты.
1.5. Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развитие внимания, памяти фантазии, воображения, художественной интуиции;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной
задачи; • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий;
• активное проявление индивидуальных способностей в работе;
• стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего
культурного кругозора. Предметные результаты:
• владение общими сведениями об особенностях театра как вида искусства, о видах и
жанрах театрального искусства;
•знание основных законов сцены, основных элементов сценического пространства,
основных правил сценического поведения;
• знание терминов и понятий пластики и артистической игры: внимание, память,
воображение, координация, пластичность, темпоритм, сценическое общение, память
физического действия, актерская выразительность, этюд и т.д.);
•владение навыками организации дыхания, комплексом упражнений артикуляционной
гимнастики и дикции;
•владение разминочным тренингом тела, умением двигаться в заданном темпе и ритме,
координировать свои движения в пространстве и в соответствии с действиями партнеров,
создавать пластические образы;
•владение навыками художественного чтения, сценической «лепки» фразы (логика речи).
Метапредметные результаты - формирование перечисленных ниже универсальных
учебных действий (УУД).
1. Регулятивные УУД:
• осмысливать последовательность действий на занятии при выполнении творческих
работ;
• самостоятельно выполнять творческие задания;
• совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
2. Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии в объединении;
• анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы
в другую;

.3. Коммуникативные УУД:
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе, здоровью своему и окружающих.
• адекватно использовать речевые средства;
• адекватно использовать невербальные способы общения (культура двигательных умений
в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью); • слушать,
понимать и договариваться о правилах общения и поведения. Структура занятий.
В основу программы положены следующие принципы:
-Систематичность, комплексность и постепенность в развитии психофизических
способностей подростков.
- Единство обучения и творчества.
- Сочетание восприятия искусства и деятельности.
- Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
В соответствии с требованиями театральной педагогики данная программа состоит из
следующих разделов: «Основы театральной культуры», «Сценическая речь»,
«Сценическое движение», «Основы актерского мастерства», «Работа над спектаклем», что
даёт возможность вариативно выстраивать работу с детьми.
Содержательные принципы построения занятий:
- создание у детей целостного представления о мастерстве актера;
- сочетание теоретической и практической творческой деятельности учащихся; - блоковотематическое построение занятий.
Здоровьесберегающие принципы.
Подбор игр и упражнений с учетом общей физической и психологической подготовкой
детей.
Планируемые результаты
Планируемые результаты настоящей дополнительной
общеразвивающей
программы описывают круг учебно-познавательных и учебно-практических задач,
который предъявляется к подросткам в ходе обучения. Личностные результаты:
• развитие внимания, памяти фантазии, воображения, художественной интуиции;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл
поставленной задачи;
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий;
• активное проявление индивидуальных способностей в работе;
• стремление к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего
культурного кругозора. Предметные результаты:
• владение общими сведениями об особенностях театра как вида искусства, о видах
и жанрах театрального искусства;
•знание основных законов сцены, основных элементов сценического пространства,
основных правил сценического поведения;
• знание терминов и понятий пластики и артистической игры: внимание, память,
воображение, координация, пластичность, темпоритм, сценическое общение, память
физического действия, актерская выразительность, этюд и т.д.);
•владение
навыками
организации
дыхания,
комплексом
упражнений
артикуляционной гимнастики и дикции;

•владение разминочным тренингом тела, умением двигаться в заданном темпе и
ритме, координировать свои движения в пространстве и в соответствии с действиями
партнеров, создавать пластические образы;
•владение навыками художественного чтения, сценической «лепки» фразы (логика
речи).
Метапредметные
результаты формирование
перечисленных
ниже универсальных учебных действий (УУД).
• осмысливать последовательность действий на занятии при выполнении
творческих работ;
• самостоятельно выполнять творческие задания;
• совместно с наставником и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии в объединении;
• анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
• адекватно использовать речевые средства;
• адекватно использовать невербальные способы общения (культура двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью);
• слушать, понимать и договариваться о правилах общения и поведения.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с учетом
требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
2.2. Система условий реализации программы Описание
кадровых условий
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 148
укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач,
определенных данной дополнительной общеобразовательной программой, способными к
инновационной профессиональной деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
• укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками;
• уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
• непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу основного
общего образования.
МАОУ- СОШ № 148 полностью укомплектована кадрами для реализации
настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач,
способными к инновационной профессиональной деятельности, уровень квалификации
работников в основном соответствует условиям реализации программы.
Для достижения результатов дополнительной общеразвивающей образовательной
программы в ходе ее реализации предполагается оценка качества и результативности
деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также
определения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Примерные критерии оценки результативности деятельности педагогических работников.
Результативность деятельности оценивается по схеме:
-критерии оценки, -содержание
критерия,
-показатели/индикаторы.
При оценке качества деятельности педагогических работников могут учитываться
востребованность услуг педагога дополнительного образования учениками и родителями;
использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и
здоровьесберегающих; участие в методической и научной работе; распространение
передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства;
работа по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий
обучающихся; руководство проектной деятельностью обучающихся; взаимодействие со
всеми участниками образовательных отношений и др.
Материально-технические условия
Оценка материально-технических условий реализации ДООП «Театр миниатюр»

Требования к помещениям и
оборудованию

№
п/п

Необходимо/ имеются в наличии

1

Актовый зал

Имеется в наличии

2

Зеркала

Имеется в наличии

3

Стулья

Имеются в достаточном количестве

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
1. Учебно-дидактический материал
 Карточки с заданиями по актерскому мастерству и сценической речи.
 Наглядно-информационный материал:
• по истории театра,
• подборка «Великие имена».
 Видео-аудио-материалы учебных занятий, представлений.
 Папки с информационным материалом по всем разделам программы.
 Литература для педагога и учащихся.
2. Реквизит.
3. Костюмы и элементы костюмов.
2.3.Система оценки достижения планируемых результатов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
• текущий контроль: осуществляется посредством наблюдения за деятельностью и
развитием каждого ребенка в процессе занятий;
• промежуточный контроль: мероприятия и праздники, проводимые в коллективе
праздники, соревнования, занятия-зачеты позволяют следить за развитием каждого
ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений;
• итоговый контроль: открытые занятия по актерскому мастерству и сценической
речи, концертные номера, миниатюры.
Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Тема

№
п
/п

Ожидаемый
результат

Форма
контроля

ДиагностичесУровень
кий инструментарий

Промежуточный этап
Постановка номеров.

Органичное и
правдивое
сценическое
существование

Выступление

Итоговый этап

Наблюдение средний

Итоговое занятие

Высокий
Открытое
Наблюдение
уровень
занятие
Тестирование
развития
творческих
способностей,
приобретенных
навыков,
умений, знаний.
Постановка
Органичное и
Выступление Наблюдение
литературномузыкальног правдивое
сценическое
о спектакля
существование
Диагностические исследования: изучение качеств личности и особенностей
развития подростка; выявление динамики изменений личностных особенностей:
• первичная диагностика в начале учебного года (выявляет исходный уровень по
основным исследуемым характеристикам);
• контрольная диагностика в конце учебного года (позволяет констатировать
творческие изменения, которые происходят у детей), проводится аналогично первой;
• наблюдение (начинается с диагностики творческих умений и навыков, которые
выявляются педагогом в начале учебного года на занятиях творческого полукруга);
• анализ этюдов, выступлений дает представление об индивидуальных
психологических особенностях и способностях, об уровне развития мышления, знаний,
умений и навыков обучающихся.
Показатели и индикаторы разработаны образовательной организацией на основе
планируемых и в соответствии со спецификой дополнительной общеразвивающей
образовательной программы образовательной организации. Они отражают динамику
образовательных достижений обучающихся, а также активность и результативность их
участия образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных,
проектах, школьном самоуправлении, волонтерском движении. Обобщенная оценка
личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляется в
ходе различных мониторинговых исследований.
Результативность программы оценивается и в ходе наблюдения за
индивидуальным развитием обучающихся, на проверочных тренингах, участием в
постановках.
Общественно – значимой формой работы объединения является участие
обучающихся в различных представлениях, способствующее социализации творчества
воспитанников. В 2023-2024 учебном году «Театр миниатюр» участвует в реализации
таких проектов, как:
• Номер для юбилейной программы школы.
• Новогодний спектакль-представление «Новогодние приключения Маши и Вити».
• Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы.
• Последний звонок.
2.5.Литература для детей и педагога
1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1992..

2.Гиппиус СВ. Гимнастика чувств.- М., 1967 г.
3.Захаржевская Г.В. Костюм для сцен. - М., 1973 г.
5.Корогодский З.Я. Репетиции... репетиции...репетиции. - М., 1978 г.
6.Корогодский З.Я. Этюд и школа.- М., 1975 г.
7.Кох И.Э. основы сценического движения.- М., 1962 г.
8.Методика воспитания актеров в самодеятельном театральном коллективе. - Свердловск,
1982 г.
9.Нахимовский A.M. Театральное действо от "А «до «Я". - М., 2002 г.
10. Немеровский А. Пластическая выразительность актера.- М., 1976 г.
11.Путешествие в мир "театр". - М., 2002 г.
12.Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического
руководства.- М., 1983 г.
13.Раугул Е., Козырев М. Театр в чемодане. - С-Петербург, 1998 г.
14.Петров В.А. Нулевой класс актера.- М., 1985 г.
15.Савкова З.В. Техника звучащего слова.- М., 1987 г.
16.Соловьев Н. Кукольный театр школьников.- М., 1968 г.
17.Станиcлавский К.С. Работа актера над собой.- М., 1997 г.
18.Субботина А. Ю. Развитие воображения у детей.- М., 1997 г.
19.Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1992 г.
20.Театр - студия "Дали". Образовательные программы, игровые уроки, репертуар,/ж. "Я
вхожу в мир искусства", №5-№6.1997 г., М.
21.Федотов А. Секреты театра кукол.- М., 1963 г.
22.Фельдитейн Д.И. Психология становления личности.- М., 1994 г.
23.Черемошкина А.В. Развитие внимания детей.- М., 1997 г.
24.Чехов М.А. Об искусстве актера. Т 2.- М., 1986 г.
25.Шмакова С.А. Игры- Шутки, игры_ минутки.- М., 1993 г. 26.Шулешко Л.Е.
Социально- игровые подходы в педагогике. Новосибирск, 1982 г.

Сведения о разработчике программы
1. Резнова Анастасия Геннадьевна
2.Педагог дополнительного образования МАОУ - СОШ № 148
Образование — среднее профессиональное, гуманитарное, ГАПОУ СО «Свердловский
областной педагогический колледж», факультет педагогики начального образования
3. Педагогический стаж — 4 года .
Категория – первая
Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул. Ангарская, д.26, кв. 63.
Сот. тел. 89827060205


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».