Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности - Хоровое пение

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная организация
Адрес реализации программы
Полное название программы
Направленность программы
Сведения о разработчиках
Срок реализации программы
Возраст обучающихся
Вид программы
Цель программы

Образовательные уровни
Форма реализации программы
Формы аттестации
обучающихся

Результативность реализации
программы

Муниципальное автономное общеобразовательная
организация – средняя общеобразовательная школа с
углублённым изучением отдельных предметов №148
Г. Екатеринбург, улица Бебеля, дом 150
«Хоровое пение»
Художественная
Ковалюк Светлана Владимировна, педагог
дополнительного образования
2 года
7-10 лет
по степени авторства – модифицированная;
по уровню освоения – общекультурная;
Содействие развитию художественного вкуса,
формированию музыкально-эстетических интересов и
потребностей детей средствами хорового искусства,
создание условий для развития вокальных и
музыкальных способностей ребенка, привитие детям
любви к музыке, укрепление психического и
физического здоровья детей.
Стартовый уровень
групповая
Для полноценной реализации данной программы
используются разные виды контроля:
• текущий контроль: осуществляется посредством
наблюдения за деятельностью и развитием каждого
ребенка в процессе занятий;
• промежуточный контроль проводится в форме
концертов, прослушиваний;
•
итоговая
диагностика:
концертные
выступления, результативное участие в музыкальных
спектаклях, конкурсах различного уровня.
Основные показатели эффективности реализации
данной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к певческому
исполнительству (сохранность контингента 100%);
- творческая самореализация учащихся, участие
коллектива в творческой жизни школы, массовых
мероприятиях.

РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мир вокального искусства» (далее - ДООП), разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;
-Локальный
акт
«Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МАОУ – СОШ №148».
Направленность программы – художественная, так как ориентирована на развитие
общей и эстетической культуры обучающихся, музыкальных способностей и склонностей.
Актуальность. Сегодня особенно остро стоит проблема сохранения у подрастающего
поколения интереса к национальной культуре, в том числе к культуре музыкальной.
Большинство детей сегодня, к сожалению, совсем не разбираются в классической музыке,
почти не знают народных песен. Кроме того, в современных средствах массовой
информации наблюдается дефицит хорошего музыкального материала, предназначенного
для детской аудитории. Практически не звучит музыка понятная и доступная детям.
Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении детей. Она помогает
формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к
гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной
певческой деятельности улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно
рассматривать как физиологический процесс.
Новизна программы. Особое внимание в программе уделяется воспитанию вокальнохоровой культуры у детей с не выявленными или неяркими музыкальными и вокальными
данными.
Педагогическая целесообразность программы в том, что ребенку довольно
непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие
практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной
индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. Из психологии
известно, что лично-значимым продуктом деятельности становится только то, во что он
вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал
способности. В этой связи педагог разделяет точку зрения академика Б.В. Асафьева,
который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные
формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно
воспринимать музыкальное искусство.
2

Уровень реализации программы – стартовый, предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Программа адресована детям 2-4 классов (7-10 лет). Планируемая общая численность
хористов составляет приблизительно 30 человек.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 36 учебных недель,
на 160 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов в неделю
– 4, 5 часов. Занятия организуются после 30-минутного перерыва после основных занятий.
После 45 минут теоретических занятий организуется перерыв длительностью 10 мин.
Занятия заканчиваются не позднее 20.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю
и их продолжительность в Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей".
Срок реализации программы – программа предназначена и адаптирована на
учащихся общеобразовательной школы, рассчитана на два года.
Формы обучения – Формы обучения Форма обучения по программе «Хоровое пение» очная массовая, групповая, индивидуальная. Так как дети основного состава коллектива
разного возраста, то по желанию они формируются в вокальные ансамбли, а также
занимаются индивидуально с учителем (работа с солистами).
Условия реализации образовательной программы. Условия набора детей: в группу
первого года обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на
основании письменного заявления родителей (законных представителей). Набор детей в
группы 1 года обучения проводится в начале учебного года. Комплектование групп 1 года
обучения проводится до 10 сентября. Группы 2 года обучения комплектуются из детей,
освоивших программу 1 года обучения. В группу второго года обучения могут поступать
вновь прибывающие учащиеся, имеющие необходимые знания и умения, либо опыт
занятий в объединениях художественной направленности.
Особенности реализации программы. Отличительная особенность программы
состоит в комплексном подходе к построению занятий. На каждом занятии органично
сочетаются самые разные виды музыкальной деятельности: хоровое пение, музыкальная
грамота, слушание музыки, метроритмическая работа, музыкальные игры. Данные виды
деятельности взаимно дополняют друг друга. Такой комплексный подход больше всего
подходит для детей младшего школьного возраста и обеспечивает быстрое и всесторонне
развитие музыкальных и творческих способностей ребенка. Критерием усвоения материала
является не его словесная формулировка, а способность практического воспроизведения.
Особый акцент делается на том, чтобы ребенок не пассивно усваивал музыку, а становился
активным участником творческого процесса.
Концепция программы основывается на следующих принципах:
1.
Общее развитие всех детей, независимо от первоначального уровня их
способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными и вокальными данными;
2.
Выявление и развитие общемузыкальных, вокальных и творческих задатков
детей;
3.
Создание условий для профессиональной ориентации детей;
4.
Создание условий для организации активного, творческого досуга детей.
Данная программа «Хоровое пение» является модифицированной, основанной на
программе по хору (автор Т.Н. Овчинникова), программе «Музыка», разработанной
авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского (рекомендованной
Министерством образования Российской Федерации), авторской образовательной
программе «Вокально-хоровая работа в детском хоре» (составитель – Е.А. Чекунова).
1.2.Цель и задачи программы
Цель реализации программы: Содействие развитию художественного вкуса,
формированию музыкально-эстетических интересов и потребностей детей средствами
3

хорового искусства, создание условий для развития вокальных и музыкальных
способностей ребенка, привитие детям любви к музыке, укрепление психического и
физического здоровья детей.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и
стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- формирование правильного дыхания и речи;
- обучение чтению с листа музыкального материала, практическое применение
знаний, полученных из курса теоретических дисциплин;
- обучение самостоятельному анализу структуры вокальных произведений, умению
определять направление стилей и жанров исполняемой музыки;
- обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных
произведений - обучение грамотному сотрудничеству с концертмейстером;
-обучение навыкам публичных выступлений, свободному и уверенному общению с
аудиторией.
Развивающие:
- предоставление ребёнку возможности осознать свой творческий потенциал;
развитие вокального и общего музыкального слуха, чувства ритма;
- развитие тембра, силы, гибкости и диапазона голоса;
- развитие полнозвучной речи, свободного, эластичного речевого аппарата;
- развитие органов звукообразования и дыхания, способствующих общему
оздоровлению организма;
- развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости;
- развитие музыкального мышления и музыкальной интуиции;
- развитие актѐрских способностей;
- развитие уверенности в себе, как личности;
- развитие внимательности, наблюдательности, творческого воображения и
фантазии;
- развитие эмоциональности, творческой интуиции.
Воспитательные:
- воспитание тонкого музыкального высокохудожественного вкуса;
- воспитание творческой и учебной воли, желания добиваться поставленных целей,
стремиться преодолевать трудности;
- воспитание стремления к самосовершенствованию;
- воспитание любви к своему народу, к Родине, к национальной культуре;
- понимание и уважение культуры и традиций народов мира;
- воспитание чѐткого представления о нравственности;
-воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности;
-воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;
-формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества;
- воспитание эмоционально положительного отношения к хоровому пению как
одному из видов музыкального искусства.
1.3. Учебный план
Учебный план 1 года обучения
№

Наименование темы

1.

Вводное занятие.
Организационные основы

Количество часов
всего
теория практика
4
2
2
4

Формы
контроля
фронтальная

2.

3.

4.

работы школьного хора
Вокально – хоровая работа.
Певческое дыхание. Навыки
бесшумного вдоха.
Звукообразование.

7

4

3

индивидуальная

7,5

4,5

3

Звуковедение.

7,5

3

4,5

Дикция и артикуляция.

8,5

4,5

4

Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

Ансамбль.
Работа с «гудошниками».

8,5
7,5

4
3,5

4,5
4

Фразировка.

8,5

4,5

4

5

3,5

1,5

4

2

2

9,5

5,5

4

10,5

6

4,5

8

3

5

Работа над артистизмом
исполнения.
Слушание музыки.

8,5

4,5

4

7,5

2,5

5

Музыкальная грамота.

6,5

2

4,5

Музицирование.

9,5

5

4,5

Мероприятия воспитательнопознавательного характера
(посещение театров, концертов,
участие в мероприятиях).
Заключительное занятие.
Итого

8,5

2

6,5

9,5
144

2,5
70,5

7
73,5

Пение без сопровождения (a
capella).
Работа над элементами
двухголосия.
Пение произведений.
Произведения композиторов –
классиков.
Произведения современных
композиторов.
Народная песня.

Индивидуальногрупповая
Комбинированна
я
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Комбинированна
я
Комбинированна
я
Комбинированна
я
Комбинированна
я
Комбинированна
я
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Задачи и требования первого года обучения
Формирование вокально-хоровых навыков: обучение правильной певческой
установке, ознакомление с основными приемами звуковедения и освоение пения легато,
работа над дикцией, чистотой интонации, выработка унисона, развитие музыкальной
памяти. Значительное место занимает работа с «гудошниками».
1.
Воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Тем
самым решается задача развития разговорной речи детей, умение отвечать полным ответом
на поставленный вопрос о характере музыки, её содержания и выразительных средствах.

5

2.
В репертуар включены народные песни и попевки с небольшим диапазоном
мелодии, несложные сочинения композиторов – классиков, песни различного характера
современных композиторов: шуточные, лирические, игровые.
3.
Именно эти произведения в силу своей высокой художественности и удобства
работы над вокалом позволяют успешно решать перечисленные задачи.
4. Воспитание выразительности исполнения музыки, артистизма, эмоциональности
исполнения.
Учебный план 2 года обучения
Формы контроля
№

Наименование темы

1

Вводное занятие.

Количество часов
всего
теория практика
2
2

Фронтальная

Техника безопасности.
Введение в программу.
2
2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
3.
3.1.

Вокально-хоровая
работа
Распевание

10

2

8

Комбинированная

Вокальные
упражнения
Работа над 2-х
голосием

11

4

7

10

2

8

Индивидуальногрупповая
Индивидуальная

Музыкальная грамота
Работа над
произведениями
Классическая хоровая
музыка

9

4

5

Тестирование

39

6

33

комбинированная

3.2.

Исполнение народной
музыки

7

3

4

комбинированная

3.3.

Современные песни
для детей

35

4

31

комбинированная

4.

Беседы о музыке,
слушание музыки

7

4

3

Фронтальная

5.

Концертная
деятельность

10

2

8

Индивидуальногрупповая

6.

Итоговое занятие
Итого:

4
144

Групповая

33

4
111

Задачи и требования второго года обучения
6

1. Развитие вокально-хоровых навыков: дальнейшее освоение и совершенствование
певческого дыхания, овладение всеми приемами звуковедения, улучшение дикции,
достижение чистоты интонации, унисона.
2. Овладение навыка пения a capella. Основным музыкальным материалом в обучении
пению a capella служит русская народная песня.
3. Совершенствование навыка певческого дыхания, приёмов звуковедения, дикции.
4. Формирование навыка двухголосного пения. Разучивание и исполнение
произведений с несложным эпизодическим двухголосием.
5. Внимание расширению кругозора детей, развитию памяти, речи.
6. Постоянное воспитание выразительности и эмоциональности исполнения музыки.
7. В репертуар входят сочинения современных композиторов, композиторов –
классиков, народная музыка.
1.4. Содержание программы
Содержание программы 1 года обучения
1. Вводное занятие.
Беседа о хоровом пении, хоровых коллективах, о важности хорового пения в
музыкальном обучении. Беседа с детьми о задачах кружка, о правилах поведения на
занятиях и выступлениях. Взаимоотношения «учащиеся-преподаватель», отношения
между детьми. Знакомство с детьми. Прослушивание хоровых произведений в
исполнении детских и взрослых коллективов. Инструктаж по технике безопасности.
2. Вокально-хоровая работа.
2.1.Певческое дыхание. Навыки бесшумного вдоха.
Правильное певческое дыхание, плавность и экономность его распределения. Типы
дыхания. Упражнения: «Пушинка», «Муха» и «Пчела», «Проветривание чердака»,
«Тпрунюшки», «Спущенный шарик», «Квашенка», а так же комплекс дыхательных
упражнений Стрельниковой. Певческая посадка.
2.2. Звукообразование.
Звукообразование – атака звука. Атакой называется момент возникновения звука той
или иной высоты. Упражнения на нужную атаку звука. Мягкая атака – лёгкое, едва
заметное начало пения. Очень важно, чтобы звук при этой атаке был опертым. Пение не
должно быть вялым и пассивным. Приемы вокального звукообразования: legato, non
legato, staccato. Правильное формирование гласных.
2.3.Дикция и артикуляция.
Дикционные упражнения, скороговорки. Правила четкой артикуляции. Ясность и
четкость произношения слов и слогов зависит от подвижности артикуляционного
аппарата (рот, губы, язык, мягкое и твердое нёбо). Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.
2.4.Ансамбль.
Воспитание ансамблевых навыков. Ансамбль – совместное, согласованное исполнение
произведения. Выработать умение слушать себя и других в ансамбле. Учить
контролировать качество исполнения.
Динамический ансамбль – умение петь одинаковой силой звука в соответствии с
содержанием произведения.
Ритмический ансамбль – одновременно начинать и заканчивать, произносить слова
вместе, брать дыхание в указанных местах, переходить к изменениям в темпе.
Ритмично ходить под музыку. Хлопать ритм в ладоши. Метро – ритмические
упражнения.
Работа над строем – выравненность звучания в отношении интонации.
2.5.Работа с «гудошниками».
Развитие координации между слухом и голосом. Объяснить разницу между разговором
и пением. Постепенное развитие слуха и голоса от примарного тона.
7

2.6.Фразировка.
Работа над выразительностью исполнения. Обучение детей правильно строить
музыкальную фразу (определять начало, кульминацию и конец фразы ). Соотношение
между музыкальной фразой и поэтическим текстом. Развитие «цепного» дыхания.
Логический разбор поэтического текста. Ощущение и понимание формы произведения.
2.7. Пение без сопровождения.
Упражнения на развитие внутреннего слуха. Репертуар опирается на народную песню.
Качества народной песни помогают выработать устойчивость строя, помогают
развивать вокально – хоровые навыки.
2.8. Работа над элементами двухголосия.
Продолжаем развивать и тренировать музыкальный слух детей, вокально-хоровые
задачи прежние. При обучении двухголосию используются несколько видов соединения
голосов: пение с подголосками, песни – диалоги, пение канонов, ролевые песни.
Постоянный контроль за позиционным единством, свободным и правильным
звукообразованием. Дикционные и певческие задачи прежние, закрепляют полученные
вокально-хоровые навыки.
3 Пение произведений.
3.1. Произведения композиторов классиков.
Знакомство с хоровыми произведениями зарубежных и русских композиторов, при
этом: разнообразные виды распевания и дикционных упражнений направленных на
формирование гласных звуков, чёткое произношение и перенос согласных.
Совершенствование навыков дыхания, работа над всеми видами звуковой атаки
(твёрдой, мягкой, придыхательной). Разнообразие мелодического строения фраз,
ритмической структуры произведений.
3.2. Произведения современных композиторов.
Знакомство с хоровыми произведениями композиторов (Чичков, Гладков, Струве,
Шаинский, Птичкин, Барток, уральские композиторы и т.д.). Песни разных детских
хоровых коллективов, песни из мультфильмов и кинофильмов. Репертуар выбирается с
учетом уровня подготовки коллектива. Вокально – хоровые задачи прежние.
3.3. Народная песня.
Роль и значение русских народных песен в музыке. Разучивание знакомых
произведений, Текст в русских народных песнях. Пение прибауток с лёгким
распеванием на одном звуке. Дикционные упражнения, скороговорки. Правила четкой
артикуляции. Постепенное усложнение задач в звукообразовании и артикуляции.
Работа над строем и ансамблем. Тематика песен становится более разнообразной,
добавляются игровые движения, народные игровые песни, песни – диалоги.
3.4. Работа над артистизмом исполнения.
Правила поведения на сцене (вход и уход со сцены). Красивое исполнение
музыкального материала. Работа над выразительностью и эмоциональностью
исполнения музыки.
4. Слушание музыки.
Знакомство с основными жанрами музыки: песня, танец, марш. Слушание записи
исполнения хоровой музыки разных коллективов.
5.Музыкальная грамота.
Освоение элементов музыкальной грамоты. Пение нот, интервалов в работе над
вокализацией. Развитие метро – ритма. Ритмические упражнения. Музыкальные игры.
6.Музицирование.
Игра на простых музыкальных инструментах, которая включается в исполнение
вокальных произведений. Музыкальная и ритмическая импровизация.
7.Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Посещение театров, концертов, участие в мероприятиях школы, района, города.
8.Заключительное занятие.
8

Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, инструктаж по правилам поведения в кабинете, правилами личной гигиены
вокалиста. Подбор репертуара. Техника безопасности.
2. Вокально-хоровая работа.
2.1 Распевание.
Теория. История певческой культуры. Знакомство с музыкальными жанрами. Строение
голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс
звукообразования и звуковедения. Естественное звукообразование. Правильное
формирование и округление гласных. Утрированное и четкое произнесение согласных.
Музыкальная грамота: Определение лада в распевках. Определение тональности. Доли.
Пульс. Размер. Интервалы.
Практика. Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка дыхания и
голоса. Работа над фразой с применением цепного дыхания. Пение сидя и стоя. Певческое
дыхание (вдох-задержка-выдох). Вдох активный и легкий, выдох медленный и
постепенный.
Пение
канонов.
Интонационная
стройность
и
метрическая
точность. Повторение пройденного материала за прошлый год.
2.2 Вокальные упражнения.
Теория. Ознакомление с основами вокального искусства. Формирование культуры
исполнительского мастерства. Виды вокального искусства. Понятие опоры, диафрагмы.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания,
знакомство с упражнениями. Овладение певческой установкой
Практика. Упражнения на развитие вокальной техники. Постановка дыхания и голоса.
2.3. Работа над 2-х голосием.
Теория. Общая характеристика содержания. Разбор текста и музыки с точки зрения
структуры фразы, ее мелодии, внутреннего пульсоритмического строения. Определение
средств выразительности: логические ударения, кульминация.
Практика. Эмоциональная передача художественного образа в соответствии с
художественным замыслом. Пение с педагогом по голосам. Пение канонов. Произведения
с 2-х голосной фактурой – разучивание. Работа над чистотой звука. Пение по голосам.
Работа над созвучием. Пение по нотам. Выразительность исполнения. Отработка сложных
моментов в партиях. Двухголосие. Чистота звука. Смена дыхания в подвижных песнях.
Увеличение продолжительности певческого выдоха. Увеличение диапазона.
2.4 Музыкальная грамота
Теория. Прослушивание произведений различных жанров. Ознакомление с терминами
вокального искусства.Музыкальные термины (p, f, legato, паузы, синкопа и т.д.). Нотный
стан. Звукоряд. Мажорные и минорные тональности. Интервалы. Музыкальные термины.
Практика. Нотная грамота. Пение мажорного и минорного звукоряда. Основы
дирижирования. Разучивание распевок по нотам. Закрепление пройденного материала.
3. Работа над произведениями
3.1.Классическая хоровая музыка.
Теория: Беседа о классической хоровой музыке. Знакомство с творчеством
композиторов И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена. Музыкальные примеры –
видеопросмотр.
Практика: Подготовка сообщений о творчестве композиторов. Прослушивание
произведений зарубежных композиторов: И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена. Хоровое
пение. Кантиленное пение. Работа над дикцией. Правильное держание осанки. Работа над
чистотой звука. Пение в унисон. Формирование диафрагмального дыхания. Исполнение
песенного материала. Певческая установка. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука. Упражнения на развитие вокальной техники. Воспитание
9

навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука,
ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание
песни.
3.2. Исполнение народной музыки
Теория. Беседа о зарождении народной музыки. Виды, жанры народных песен.
Музыкальные примеры. Русские народные музыкальные инструменты.
Практика. Разучивание народных песен, попевок, потешек, частушек. Формирование
правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию
речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе
В.В.Емельянова. Вокальная речь. Воспитание самовыражения через движение и слово.
Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания
художественного образа. Игры на раскрепощение. Упражнения и игры на развитие
выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи
образа. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Подбор
движений к разучиваемому произведению. Просмотр видеозаписей детских выступлений.
3.3. Современные песни для детей.
Теория: Примеры современных песен для детей. Слушание фрагментов. Просмотр видео
выступлений. Беседа о современных авторах хоровой музыки.
Практика: Разучивание современных детских песен. Динамические оттенки. Работа над
созданием музыкального образа. Выразительное пение.
4. Беседы о музыке, слушание музыки.
Теория. Беседа о хоровой музыке. О русских композиторах. Составы хоров. Изучений
стилей, жанров музыки, творчества композиторов — авторов исполняемых произведений.
Использовать для ознакомления произведения: Грига, Шумана, Чайковского, Баха,
Мусоргского, Бетховена, Шуберта.
Практика. Слушание музыки: Григ «Пер Гюнт», «Лирические песни»; Шуман «Альбом для
юношества»; Чайковский «Детский альбом», «Времена года»; Бах «Тетрадь Анны
Магдалены», «Хорошо темперированный клавир», «Токатта и фуга d-moll». Произведения
исполняются как на фортепиано, так и в записи (аудио и CD). Просмотр видео записей
выступлений лучших детских хоровых коллективов.
5. Концертная деятельность.
Теория. Музыкальный образ и выразительность образа. Концертные выступления являются
неотъемлемой частью образовательной программы. Исполнительская деятельность
активизирует, стимулирует работу детей в коллективе, позволяет более полно применить
на практике полученные знания и навыки, способствует творческому росту хора и
хористов. К каждому концертному выступлению хор готовится специально. Составляется
программа выступления, которая доводится до сведения хора, проводятся репетиции,
устанавливается дата «прогона» или сдачи программы. Генеральная репетиция проводится
на сценической площадке — это, прежде всего акустическая настройка хора, а так же
расстановка детей по отношению к микрофону, залу, дирижеру, концертмейстеру.
Практика. После каждого концерта должно проходить совместное обсуждение
выступления с подробным разбором успехов и недостатков.
Обсуждение проходит в два этапа:
1-ый - сразу после ухода со сцены;
2-ой - в классе, на первом после концерта занятии.
В обсуждениях должен участвовать весь хоровой коллектив. Цель таких обсуждений —
воспитать в хоровом коллективе желание совершенствоваться от концерта к концерту,
повышать свой исполнительский уровень. Разбор всегда проходит в доброжелательном,
дружеском тоне. Почти каждое выступление записывается на видео. Разучивание текста.
Композиционная ровность звучания. Пение в ансамбле. Работа над гармонией.
Музыкальный образ. Артистизм. Выразительность образа.
6.Итоговое занятие
10

Теория: Подведение итогов реализации программы 2 года обучения. Репертуар на лето.
Награждение.
Практика: Открытые занятия для родителей Отчетный концерт.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается
эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать
художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается
воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
Предметными результатами занятий по программе хорового кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
2.2.Условия реализации программы
Организационно-методические:

связь с методическими центрами района и города для успешной координации
работы;

постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена
методическими находками, проведения творческих встреч коллективов;

возможность выступать в концертных залах.
Кадровые:
Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическим работником,
имеющим высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета. Педагог дополнительного образования, руководитель
11

хора осуществляет дополнительное образование обучающихся в соответствии с
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Материально - технические:
Материально-техническая база Учреждения должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. учебная аудитория (специализированный кабинет №12 МАОУ – СОШ №148) для
теоретических и практических занятий хора.
2. Актовый зал.
Материально-техническая база класса и актового зала:
1.Диски CD и Mp 3:
Русская классическая музыка
Зарубежная музыка
Современная музыка
Поп- рок, джаз
2. Портреты композиторов
3. Фонограммы
4. Фортепиано
5. Синтезатор «ROLAND» (электронный музыкальный инструмент).
6.Музыкальный центр
7. Компьютер
8. Микрофоны
9. ноутбук
10. экран
11. проектор
12. микшерный пульт
13. усилитель
Перечень учебно-методического обеспечения.

Шкаф для хранения нот.

Доска.

Комплект детских музыкальных инструментов.

Нотная библиотека.
Репертуарный список
Репертуар является решающим фактором в художественном, эстетическом и
музыкальном воспитании детей школьного возраста. Через песню воспитывается вокальная
культура, музыкальный вкус, формируется характер. Через песню ребенок познает
окружающий мир. Поэтому большая требовательность должна предъявляться
руководителем школьного хора в подборе репертуара, как с музыкальной, так и с
поэтической стороны. Для расширения музыкального кругозора обучающихся необходимо
познакомить не только с отечественной музыкой –русской, советской и народной песней,
но и с лучшими образцами зарубежной хоровой музыки. Огромное воспитательное
значение имеет содержание изучаемой музыкальной литературы, которое может и должно
быть самым разнообразным – песни о Родине, о природе, о дружбе, о героях, о мире. Песни
по характеру тоже должны быть самые разнообразные – патриотические, героические,
лирические, шуточные, веселые и задорные. Наряду с этими требованиями, репертуар
должен соответствовать возрастным особенностям детей и быть доступным для
исполнения.
Успехи реализации программы возможны:
 если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;
 если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся,
мотивация их деятельности;
12

 если используется разнообразный методический материал по программе учебного
курса;  если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные
ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.
Все дети обязательно прослушиваются руководителем хора с целью определения
начальных музыкальных данных каждого. Работа хорового кружка может проявляться
практически во всех мероприятиях, проводящихся в Учреждении. Это и общешкольные
праздники, такие, как День Знаний, Посвящение в ученики, День Учителя, Новый год,
праздники Последних школьных звонков, выпускные вечера. Хор «Весёлые звоночки»
принимает участие в районных, городских конкурсах и фестивалях хоровой музыки.
2.3. Формы и сроки аттестации обучающихся, подведения итогов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий контроль: осуществляется посредством наблюдения за деятельностью и
развитием каждого ребенка в процессе занятий;
• промежуточный контроль проводится в форме концертов, прослушиваний;
• итоговая диагностика: концертные выступления, результативное участие в
музыкальных спектаклях, конкурсах различного уровня.
Формы предъявления результатов:
-отзывы учащихся и родителей,
-отчётный концерт
-участие в конкурсах и фестивалях.
2.4. Оценочные материалы (критерии оценивания результатов работы детей)
Критерии и уровни подготовки обучающихся
Признаки
Количество
произведений,
освоенных за год
Качество и
выразительность
исполнения

минимальный
5-6

базовый
8

повышенный
10

творческий
Свыше 10-ти

Неточное
интонирование
мелодии,
неэмоциональное
исполнение

Владеет
основными
умениями и
навыками, но
допускает
ошибки

Владеет
основными
умениями и
навыками,
поет без
ошибок

Свободно владеет
вокальнотехническими
навыками,
выразительность и
эмоциональность
исполнения

Посещение
занятий и
проявляемый
интерес к
занятия

Часто
пропускает
занятия,
минимальный
интерес

Регулярно
посещает
занятия,
постоянный
интерес

Готовность к
дополнительным
занятиям. Повышенный
интерес к музыкальной
деятельности

Музыкальные
способности

Слабо
выраженные
(плохая
музыкальная
память и
музыкальный
слух)

Пропускает
занятия по
уважительным
причинам,
устойчивый
интерес
Средние
музыкальные
способности

Хорошие
музыкальные
способности
)

Ярко выраженные
музыкальные
способности
(хороший слух, память,
эмоциональность

Основные показатели эффективности реализации данной программы:
13

- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность
контингента 100%);
- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы,
массовых мероприятиях.
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые
учебные занятия, концертная деятельность хорового коллектива. Именно чистота пения,
сложность репертуара, многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества
работы учащихся и педагога.
2.5. Методическая литература, нотные сборники, аудио- и видеопособия
Ноты:
1. Марченко Л.М. «Детские песни о разном» выпуск 3, Ростов-на-Дону: «Феникс»
2002 г.
2. Поляков В.И. «Сочинения для детского хора» Учебное пособие для детской
музыкальной школы, Санкт-Петербург: «Композитор» Санкт-Петербург», 2013 г.
3. «Музыка для детского (Женского) хора, учебно-методическое пособие.- СанктПетербург:
4. «Поет Аврора» переложения для детского (женского) хора Н. и В. Булановых,
Екатеринбург, 2005 г.
5. Беспалова А. А. «Пять минут клубничного!» песни для детей, Екатеринбург, 2000
г.
6. Фадеев В.И. «Под сенью дружных муз…» хоровые произведения для детского или
женского хоров на стихи Пушкина, Бальмонта и др.- Санкт-Петербург, 1999 г.
7. «Добрые песни» для детей младшего и среднего школьного возраста, изд.
«Композитор» Санкт-Петербург», 2010 г.
8. Дубравин Я. Т. «Ищу в природе красоту» золотой репертуар хора, изд.
«Композитор» Санкт-Петербург», 1997 г.
9. Плешак С. М. Цикл детских песен «Говорящий сверчок» или «Маленькая детская
симфония» для детского хора и фортепиано на стихи О. Сердобольского, изд.
«Композитор» Санкт-Петербург», 2006 г.
10. Поет детский хор «Ровесник» г. Заречный Свердловской области, Екатеринбург,
1996 г.
11. Русская хоровая музыка на стихи М. Ю. Лермонтова, изд.«Композитор» СанктПетербург», 2012 г.
12. «Малыши поют классику» для детского хора в сопровождении фортепиано и без
сопровождения, выпуск 2, русская музыка, изд. «Композитор» Санкт-Петербург», 1998 г.
13. Репертуар хорового класса «Народные песни», Москва «Кифара», 2007
Список литературы:
1 Сергеев А.А. Воспитание детского голоса. М., 2001. -132 с.
2 Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 2005.-235 с.
3 Струве Г.А. Школьный хор. М., 2011.-323 с.
4 Огородов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной
школе. М., 2012.-277 с.
5 Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе. М., 1999.-323 с.
6 Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. М., 2000.- 344 с.
7 Кравченко А.М. Секреты бельканто. Симферополь, 2013.. 333 с.
8 Черноскутова С. Народный календарь и дети. Екатеринбург, 2014.- 341 с.
9 Ковалевский Д.Б. Программа по музыке, М., 2000.-298 с.
10 Соколов В. Работа с хором. М., 2013.-233 с.
11 Финкельштейн Э. От А до Я. Л., 2011.-322 с.
12 Зебряк Т.Т. Играем на уроках сольфеджио. М., 2007.-233 с.
14

13 Измайлова Е. Воспитание музыкальных навыков в детских играх. М., 2014.-294
с.
Сведения о разработчике программы
1. Ковалюк Светлана Владимировна.
2.Педагог дополнительного образования МАОУ - СОШ № 148
Образование — высшее, педагогическое, Уральский государственный педагогический
университет.
3. Педагогический стаж — 23 года
4. Категория – первая
5. Курсы:
- «Технология проектирования общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных
технологий» (Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области) - с 09.02.2016г.

Приложение 1
Ведомость итоговой аттестации
Фамилия, имя
обучающегося

Срок
Год
Дата
Формы
реализации обучения аттестации итоговой
программы учащегося
аттестации

Уровень
освоения
содержания
программы

Протокол проведения итоговой (промежуточный) аттестации
обучающихся
Год обучения или
Этап обучения

Минимальный Базовый
уровень (колуровень
во / %)
(кол-во / %)

1-й год
2-й год

15

Повышенный Творческий
уровень (кол- уровень (кол-во
во / %)
/ %)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».