1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная организация
Адрес и телефон реализации
программы
Полное название программы
Направленность программы
Сведения о разработчиках
Срок реализации программы
Возраст обучающихся
Вид программы
Цель программы
Образовательные уровни
Форма реализации программы
Объём и срок освоения
программы
Формы подведения итогов
(механизмы
оценивания
результатов)
Муниципальное автономное общеобразовательная
организация – средняя общеобразовательная школа с
углублённым изучением отдельных предметов №148
г. Екатеринбург, улица Бебеля, дом 150
(343)323-91-36
«Мир вокального искусства»
Художественная
Ковалюк Светлана Владимировна, педагог
дополнительного образования
1 год
10-15 лет
по степени авторства – модифицированная;
по уровню освоения – общекультурная;
Приобщение детей к искусству сольного пения и
пения в вокальной группе, развитие мотивации к
творчеству, формирование высоких духовных качеств
и эстетики поведения средствами вокального
искусства.
Стартовый уровень
групповая
Общее количество учебных часов, запланированных
на весь период обучения, необходимых для освоения
программы –160 часов в год. Курс «Мир вокального
искусства» изучается из расчета 4,5 часа в неделю.
Занятия организуются после 30-минутного перерыва
после основных занятий. После 45 минут
теоретических
занятий
организуется
перерыв
длительностью 10 мин. Занятия заканчиваются не
позднее 20.00 часов. Рекомендуемая кратность
занятий в неделю и их продолжительность в
Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей".
- Педагогические наблюдения.
- Открытые занятия с последующим обсуждением.
- Итоговые занятия.
- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
Используются
следующие
виды
контроля:
предварительный, промежуточный и итоговый.
Основной способ контроля – педагогическое
наблюдение. Подведение итогов проводится на
открытых занятиях по окончании тематических
блоков, в конкурсах, фестивалях, смотрах.
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мир вокального искусства» (далее - ДООП), разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;
-Локальный
акт
«Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МАОУ – СОШ №148».
Направленность программы – художественная, так как ориентирована на развитие
общей и эстетической культуры обучающихся, музыкальных способностей и склонностей.
Актуальность данной программы заключается в художественно-эстетическом
развитии учащихся, приобщении их к музыкальному искусству, раскрытии в детях
разносторонних способностей. Современное общество характеризуется повышением
внимания к нравственному, эстетическому развитию учащихся и уникальным
возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план выходит проблема
выявления и развития творческого потенциала каждого ребёнка, степени его одаренности,
начиная с раннего возраста. Именно в этот период важно сформировать певческие и
исполнительские навыки, приобщить детей к музыкальному искусству, которое
способствует развитию творческой фантазии. Музыкальное искусство занимает особое
место в современной культуре. Пение учит ребят видеть и слышать прекрасное вокруг себя.
Занятия музыкой развивают не только музыкальные способности детей и их
художественный вкус, но и содействует воспитанию определенных черт характера.
Новизна программы. Особенность программы «Мир вокального искусства» в том,
что она разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь.
При этом дети имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Мир
вокального искусства» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу
учащихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и
навыков, приемы воспитания вокалистов.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она направлена на
удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее
сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и
профессиональному становлению личности ребенка, позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса
умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в
общении.
2
Уровень реализации программы – стартовый, предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Программа адресована детям 10-15 лет. Заниматься в группе может каждый обучающий.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является форма кружка.
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского
голоса.
Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы –160
часов в год. Курс «Мир вокального искусства» изучается из расчета 4,5 часа в неделю.
Занятия организуются после 30-минутного перерыва после основных занятий. После 45
минут теоретических занятий организуется перерыв длительностью 10 мин. Занятия
заканчиваются не позднее 20.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их
продолжительность в Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей".
Срок реализации программы – 1 год.
Формы обучения – очная, групповая, а также допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», гл.2, ст.17, п.4).
Особенности реализации программы. Основной формой образовательного процесса по
программе является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы
работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Занятие состоит из
двух – трех частей: распевание 10-15 мин.; теория 10-15 мин.; работа над произведением 25-30 мин.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная
работа (сольное пение). С целью подготовки детей к конкурсам, фестивалям, предусмотрены
индивидуальные занятия. По способу организации педагогического процесса программа является
интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими.
Комплексное освоение искусства формирует универсальные способности, важные для любых сфер
деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами
эстетического цикла.
Основные методы работы:
- объяснительно-иллюстративный метод. Учебный материал предлагается в готовом
виде, наглядно.
- репродуктивный метод. Учащиеся воспроизводят материал.
-частично-поисковый метод. Учащиеся вместе с педагогом решают творческие
задачи, анализируют собственное исполнение, сравнивают, делают выводы, решают
проблемные ситуации.
- слуховой метод. Учащиеся слушают показ учителя произведения в целом, отдельно
поэтического текста, мелодии.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: приобщение детей к искусству сольного пения и пения в вокальной группе,
развитие мотивации к творчеству, формирование высоких духовных качеств и эстетики
поведения средствами вокального искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки учащихся;
- научить использовать при пении мягкую атаку;
- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3
голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;
- обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
3
- сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развить гармонический и мелодический слух;
- совершенствовать речевой аппарат;
- развить вокальный слух;
- развить певческое дыхание;
- развить преодоление мышечных зажимов;
-развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его
самостоятельность;
- развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма; способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с
партнёрами;
-воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие
нравственные качества;
-воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
1.3. Учебный план
Название разделов и тем
Количество часов
Вс
его
1. Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
Вокально-хоровая работа
2. Прослушивание голосов.
ория
Те
тика
Прак
3
1,5
1,5
3
1,5
1,5
3. Певческая установка. Дыхание.
4 Распевание.
5 Дирижерские жесты.
6 Унисон.
6
6
1,5
6
3
3
1,5
3
3
3
7 Вокальная позиция.
8 Звуковедение.
7,5
9
2,5
3
5
6
9 Дикция.
6
2
4
10 Двухголосие.
6
3
3
11 Работа с солистами.
15
15
15
15
12 Свободные репетиции.
Музыкально-теоретическая
подготовка
4
3
Формы
аттестац
ии
/контрол
я
Собеседо
вание
Опрос
Беседа
Тестирова
ние
наблюден
ие
Практиче
ская работа
Контр.
упражнение
Выполнен
ие макета
Беседа
тестирова
ние
13 Основы музыкальной
грамоты.
6
4
2
14 Развитие музыкального слуха,
памяти.
15 Развитие чувства ритма.
6
2
4
9
2
7
6
4
2
4,5
1,5
3
6
3
3
10,
5,5
5
6
1
5
Теоретико-аналитическая работа.
16 Беседа о гигиене певческого
голоса.
17 Народное творчество.
18 Беседа о творчестве композиторовклассиков.
19 Беседа о творчестве современных
композиторов.
20
Просмотр
видеозаписи
Евровидения
Концертно-исполнительская
деятельность
21 Праздники, выступления.
22 Концерты, театры.
ИТОГО:
5
7,5
6
160
7,5
6
47
113
викторин
а
Наблюден
ие
Практиче
ская работа
Контр.
упражнение
викторин
а
Наблюден
ие
Тестирова
ние
опрос
беседа
викторин
а
Соревнов
ание
1.4. Содержание программы
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых складок.
1. Вокально-хоровая работа.
Певческая установка.
Для правильной работы голосового аппарата весьма существенным является
соблюдение правил певческой установки. При пении нельзя ни сидеть, ни стоять
расслабленно, необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней
подтянутости.
Распевание.
Занятия ансамблем начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1. разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к
работе;
2. развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и
выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения вокальных
произведений. Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок
на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки.
Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, артикуляции.
Распевки раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную
темпераментность и естественность вокальной позиции. Распевание способствует
развитию чистоты интонации.
Певческое дыхание.
5
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого
дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Певческое дыхание во многом
отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит
формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей
произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного
и экономного выдоха во время фонации.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой
звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т.д.
Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение
других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого
дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнение
любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании,
когда певцы берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по
цепочке.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии.
Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание,
вступление, снятие. Унисон.
В самом начале работы с ансамблем возникает задача приведения певцов к общему
тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы
долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться
со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая
«место» для звука: мягкое небо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык
уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить
совершенно естественно. При вдохе должно быть ощущение зевка, гортань должна
расслабиться, опуститься, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего
пения.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная подача звука,
выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного
регистра.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения. Дикция
зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Для
развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные
скороговорки.
Начало двухголосного пения.
Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. При
пении на два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся
самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при
одновременном звучании другой.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты.
Знать названия звуков и их расположение на нотном стане, устойчивые и
неустойчивые звуки, метро-ритмические особенности строения музыкальных
произведений. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические
и темповые обозначения. Различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать ритмический, ладовый и тембровый слух. Различать высокие и
6
низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодий, повторность их звуков, их
долготу, громкость.
3. Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового
аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам.
Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и
исполнительских средств.
Показ-исполнение песни.
Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление мелодии,
закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям
и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно
воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Большое значение для
творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу,
позволяют все боле полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют
творческому росту.
План концертной деятельности составляется с учетом традиционных праздников,
важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями
школы.
1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты настоящей дополнительной общеразвивающей программы
описывают круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который
предъявляется к воспитанникам в ходе обучения.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное,
познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается
эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать
художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается
воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях
региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного
края, нации, этнической общности.
7
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
2.2. Условия реализации программы
Организация образовательного процесса происходит в МАОУ – СОШ №148, г.
Екатеринбург, ул. Бебеля, 150.
-учебная аудитория (специализированный кабинет №12 МАОУ – СОШ №148) для
теоретических и практических занятий хора.
-актовый зал.
Организационно-методические:
• связь с методическими центрами района и города для успешной координации
работы;
• постоянная связь с другими учреждениями данного профиля с целью обмена
методическими находками, проведения творческих встреч коллективов;
• возможность выступать в концертных залах.
Кадровые:
Реализация программы «Мир вокального искусства» обеспечивается педагогическим
работником, имеющим высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета. Педагог дополнительного образования осуществляет
дополнительное образование обучающихся в соответствии с дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой, развивает их разнообразную
творческую деятельность
Материально - технические:
Материально-техническая база Учреждения соответсвует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Перечень учебно-методического обеспечения
Материально-техническая база класса и актового зала:
1.Диски CD и Mp 3:
Русская классическая музыка
Зарубежная музыка
Современная музыка
Поп- рок, джаз
2. Портреты композиторов
3. Фонограммы
4. Фортепиано
5. Синтезатор «ROLAND» (электронный музыкальный инструмент).
6.Музыкальный центр
7. Компьютер
8. Микрофоны
9. ноутбук
10. экран
11. проектор
12. микшерный пульт
13. усилитель
Перечень учебно-методического обеспечения.
• Шкаф для хранения нот.
• Доска.
• Комплект детских музыкальных инструментов.
8
• Нотная библиотека.
Учебно-дидактический материал: нотные сборники детских песен;
музыкальные CD;
детские музыкальные инструменты.
2.3. Формы и сроки аттестации обучающихся
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
- Педагогические наблюдения.
- Открытые занятия с последующим обсуждением.
- Итоговые занятия.
- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
Используются следующие виды контроля: предварительный, промежуточный и
итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов
проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (Февраль, май), в
конкурсах, фестивалях, смотрах.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика
предварительная
текущая
итоговый
Основные
параметры
степень
интересов и
уровень
подготовленности
детей к занятиям
природные
физические
данные каждого
ребенка
уровень
развития общей
культуры ребенка
высокий
уровень
исполнения
песенного
произведения
степень
развития
интеллектуальных,
художественнотворческих
способностей
ребенка, его
личностных
качеств
уровень
развития общей
культуры ребенка
высокий
уровень
исполнения
песенного
9
Период
Сентябрь,
октябрь
Способ
концертная
деятельность;
конкурсы,
фестивали,
смотры
февраль
концертная
деятельность;
конкурсы,
фестивали,
смотры
май
концертная
деятельность;
конкурсы,
фестивали,
произведения
степень
развития
интеллектуальных,
художественнотворческих
способностей
ребенка, его
личностных
качеств
уровень
развития общей
культуры ребенка
смотры
2.4. Оценочные материалы (критерии оценивания результатов работы детей)
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются творческие
работы, концерты. Промежуточная аттестация проводится в форме концертов,
прослушиваний. Итоговая диагностика: концертные выступления, результативное участие
в музыкальных спектаклях, конкурсах различного уровня.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность
контингента 100%);
- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни
школы, массовых мероприятиях.
2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендованной для педагогов
1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей России / В. А. Березин;
Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Диалог культур,
2007. - 511 с.
2. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов
учреждений проф. образования, обучающихся по специальности 0317 "Педагогика доп.
образования" / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Владос, 2002. - 348, с.
3. Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г.
Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное
пособие/под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014.-262 с.
4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 2007. -133
с.
5. Оптимизация дополнительного образования детей. коллективная монография / Под
ред. В.П. Голованова и Б.В. Куприянова. – Москва, Кострома: КОИРО, 2010-2011. – 204 с.
6 Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования
детей / авт.-сост. Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 171 с.
7. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в
основной школе. Пособие для учителей 5-9 классов. – М.: Баласс, 2013. – 144 с.
8. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711 (031300) - Социал.
педагогика / [Б.В. Куприянов и др.] ; Под ред. А. В. Мудрика. - М.: Academia, 2004. - 240 с.
9. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях:
Практическое пособие/Авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитатская, А.В.
Тищенко. – М.: АРКТИ, 2010. – 56 с.
10
10. Школяр Л.В. Изучение музыкальной культуры младших школьников.М.: ФлинтаНаука, 2008, 321 с.
Список литературы, рекомендованной для детей
1. Володин Н. А.Энциклопедия для детей. — М.: ФЛИНТА, 2008.-123 с.
2. Гусин О.П., Вайнкоп Э.Ф. Хоровой словарь. — М.: Academia, 2004, 213 с.
3. Захарченко В.Г. Детская песня. — М.: Просвещение, 2007, 277 с.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Москва: Диалог культур, 2007.
- 511 с.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.-М. Дрофа, 20018,
273 с.
6. Старинные и современные романсы.- М.: Владос, 2007, 397 с.
Использованные материалы и Интернет – ресурсы
1. http://iroski.ru
2. http://daurov.org
3. http://umic.ru
2.6. Сведения о разработчике программы
1. Ковалюк Светлана Владимировна.
2.Педагог дополнительного образования МАОУ - СОШ № 148
Образование — высшее, педагогическое, Уральский государственный
педагогический университет.
3. Педагогический стаж — 23 года
4. Категория – первая
5. Курсы:
- «Технология проектирования общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных
технологий» (Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Свердловской области) - с 09.02.2016г.
Приложение1
Карта оценки образовательных результатов обучающегося, осваивающего
дополнительную общеразвивающую образовательную программу
Название программы, срок ее освоения «Мир вокального искусства»
Фамилия, имя, отчество педагога _Ковалюк Светлана Владимировна
Фамилия, имя учащегося________________________________________________________
Год обучения по программе
I год освоения
Опыт освоения теоретической
информации (объём, прочность,
глубина)
освоена
Информация не
11
й
Повышен
Оценка
Характерист
уровня
ика высокого
результативности уровня
результативности
Средний
Характерист
ика низкого
уровня
результативности
Ниже
среднего
Параметры
результативности реализации
программ
1
Информация освоена
полностью в соответствии с
задачами программы
Опыт практической деятельности
(степень освоения способов
деятельности: умения и навыки)
Способы
деятельности не освоены
Способы
деятельности освоены
полностью в соответствии с
задачами программы
Опыт эмоционально-ценностных
отношений (вклад в формирование
личностных качеств учащегося)
Отсутствует
позитивный опыт
эмоционально-ценностных
отношений (проявление
элементов агрессии,
защитных реакций,
негативное, неадекватное
поведение)
Приобретён
полноценный,
разнообразный, адекватный
содержанию программы опыт
эмоционально-ценностных
отношений, способствующий
развитию личностных
качеств учащегося
Опыт творчества
Освоены элементы
репродуктивной,
имитационной
деятельности
Приобретён опыт
самостоятельной творческой
деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
качественная завершенность
результата)
Опыт общения
Общение
отсутствовало (ребёнок
закрыт для общения)
Приобретён опыт
взаимодействия и
сотрудничества в системах
«педагог-учащийся» и
«учащийся-учащийся».
Доминируют субъектсубъектные отношения
Актуальные
достижения ребёнком
осознаны и сформулированы
Осознание ребёнком актуальных
достижений. Фиксированный успех и
вера ребёнка в свои силы (позитивная
«Я - Концепция»)
Мотивация и осознание
перспективы
Рефлексия
отсутствует
Мотивация и
осознание перспективы
отсутствуют
12
Стремление ребёнка
к дальнейшему
совершенствованию в данной
области (у ребёнка
активизированы
познавательные интересы и
потребности)