ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная организация
Адрес реализации программы
Полное название программы
Направленность программы
Сведения о разработчиках
Срок реализации программы
Возраст обучающихся
Вид программы
Цель программы
Образовательные уровни
Форма реализации программы
Формы аттестации
обучающихся
Результативность реализации
программы
Муниципальное автономное общеобразовательная
организация – средняя общеобразовательная школа с
углублённым изучением отдельных предметов №148
Г. Екатеринбург, улица Бебеля, дом 150
«Экологический практикум»
Естественнонаучная
Бузунова Анастасия Андреевна, педагог
дополнительного образования
1 год
14-16 лет
по степени авторства – модифицированная;
по уровню освоения – общекультурная;
Создание условий для познания многообразия
экологических связей и отношений с окружающим
миром, от которых зависят здоровье, благополучие и
сама жизнь.
Стартовый уровень
Групповая
Для полноценной реализации данной программы
используются разные виды контроля:
• текущий контроль: осуществляется посредством
наблюдения за деятельностью и развитием каждого
ребенка в процессе занятий;
• итоговый контроль проводится в форме защиты
проектов и творческих работ;
Формы предъявления результатов:
-отзывы учащихся и родителей,
-защита проектов.
Реализация данной программы предполагает: систему
биологических знаний. Устойчивый интерес к
природе, растениям. Уважительное и бережное
отношение к природным объектам и родной природе.
Интерес к познанию, стремление к самовыражению и
самореализации; инициативность и творчество в
труде, бережное отношение к результатам труда,
осознание значимости труда, честность, уважительное
и
доброжелательное
отношение
к
людям.
Самоуважение и соблюдение правил культуры,
организованность, пунктуальность и требовательность
к себе.
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Экологический практикум» (далее - ДООП), разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (последняя редакция);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О методических
рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;
-Локальный
акт
«Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе МАОУ – СОШ №148».
Направленность программы:
• Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
• Создание условий творческой самореализации личности ребенка
Программа отличается экологической и практической направленностью, личностной
ориентацией.
Актуальность. Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших
задач, в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания
всесторонне развитой личности, согласуется со способностью жить в гармонии с
окружающей природной средой. Через живые объекты Растения осуществляется связь
познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.
Уровень реализации программы – стартовый, предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Программа адресована детям 14-16 лет.
Объём и срок освоения программы. Программа рассчитана на 34 учебных недели,
на 153 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 2 и 2,5 часа соответственно. Занятия
организуются не раннее чем после 30-минутного перерыва после основных занятий. После
45 минут теоретических занятий организуется перерыв длительностью 10 мин. Занятия
заканчиваются не позднее 20.00 часов. Рекомендуемая кратность занятий в неделю и их
продолжительность в Учреждении регулируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей".
Срок реализации программы – программа предназначена и адаптирована на
учащихся общеобразовательной школы, рассчитана на один год.
Формы обучения – Учитывая возрастные и психологические особенности детей,
специфику кружка «Экологический практикум», наиболее оптимальными формами
проведения занятий являются такие формы, как практические работы, экскурсии. Наряду с
традиционными, в программе используются современные технологии и методы:
здоровьесберегающие, игровые, проектные технологии, ИКТ – технологии и др.
Формы и методы:
Методы
1. Вербальные (рассказ, беседа, сообщения), способствуют обогащению теоретических
знаний детей, является источником новой информации.
2. Наглядные (демонстрация рисунков, схем, коллекций, натуральных объектов растений)
дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления детей.
3. Практические методы (изготовление рисунков, схем, паспортов растений, практические
работы с натуральными объектами) позволяют воплотить теоретические знания на
практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Проявление интереса к живой
природе.
Формы, средства, приемы:
Групповая работа (кружковая), индивидуальная работа по заданию, теоретические занятия,
практические работы, творческие занятия, проектная деятельность, экскурсии,
наблюдения, беседы, игровая деятельность (викторины, брейн-ринги), КТД, трудовые дела.
Условия реализации образовательной программы. Условия набора детей:
принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного
заявления родителей (законных представителей).
1.2. Цель и задачи программы
Цель реализации программы: создание условий для познания многообразия
экологических связей и отношений с окружающим миром, от которых зависят здоровье,
благополучие и сама жизнь.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- развитие познавательного интереса к окружающей природе.
- выяснение роли экологии в жизни человека.
- знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека
и его рациональное использование ресурсов.
- изучение видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях
своего населенного пункта.
- знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами
его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение
знаний в практической деятельности.
- знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального
использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных социо природных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии
- понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли
человека в изменении биологического разнообразия Земли.
- приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.
- формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.
- понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии,
физики, химии, истории и других наук при изучении окружающей природы.
Развивающие:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в
процессе экологического проектирования
- формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений
сравнивать и анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании
полученных результатов.
- совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными
формами презентации творческих работ.
- развитие навыков оформления отчета по экскурсии и исследованию, проведение и
формулирование вывода по практической работе, работа с живыми объектами.
- формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Воспитательные:
- приобщение учащихся к позитивной экологической деятельности.
- формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в
природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным
ресурсам.
- воспитание у детей экологической этики и эстетики
- расширение мировоззрения учащихся.
- приобретение навыков коммуникативного общения, здорового образа жизни
1.3. Учебный план
№
Тема раздела
п/п
1
Общее
В том числе
количество
Теоретические
часов
(ч)
4
2
2
22
10
12
2
1
1
4
1
3
6
2
4
Практические (ч)
История цивилизации. Роль
человека в изменении
биоразнообразия планеты
2
Экология растений, грибов
и бактерий
3
Взаимосвязи живых организмов
в экосистемах
4
Психоэмоциональное
восприятие природы
5
Основы экологической этики
и психологии
6
7
Составление портфолио.
1
Итого
39
16
23
8
4
4
18
4
14
5
1
4
1
История цивилизации. Роль
человека в изменении
биоразнообразия планеты
8
Экология растений
9
Психоэмоциональное
восприятие природы
10
Основы экологической этики
и психологии
4
2
2
3
2
1
11
Составление портфолио
12
Защита проектов
3
-
3
Итого
40
13
27
3
1
2
12
4
8
8
4
4
6
2
4
3
1
2
13
История цивилизации. Роль
человека в изменении
биоразнообразия планеты
14
15
Экология животных
Взаимосвязи живых организмов
в экосистемах
16
Психоэмоциональное
восприятие природы
17
Основы экологической этики
и психологии
18
Составление портфолио.
1
-
1
19
Защита проектов
3
-
3
Итого
36
12
24
20
Здоровье человека
3
1
2
21
Изучение организма человека
15
3
12
22
Мое здоровье в моих руках
10
3
7
23
Виды ресурсов и их
7
2
5
Защита проектов
3
-
3
Итого
38
9
29
Итого
153
50
103
использование в истории
человечества
24
1.4.Содержание программы
№
№
Тема
Основные узловые моменты
Форма организации
П/п
П/п
образовательного
в
процесса
разделе
Раздел I
История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты
4 часа
1
1
Человек и природа
Взаимосвязь
живой
природы
с беседа
человеком
2
2
Человек и природа
3
3
Деятельность человека Изменение биоразнообразия планеты беседа
в природе
4
4
Решение биологический задач
практическая работа
в результате деятельности человека.
Редкие и исчезающие Изучение
виды грибов
Красной
книги практическая работа
Хабаровского края
Раздел II. Экология растений, животных, грибов и бактерий
22 часа
5
1
Общая характеристика Разнообразие и строение грибов
лекция
грибов
6
2
Технологии
Знакомство
с
технологией Практическая работа
выращивания грибов
выращивания
шампиньонов
в
домашних условиях
7
3
Изучение
роста
развития грибов
8
9
4
5
Изучение
«Выращивание Практическая работа
грибов»
строения Изучение
строения
грибов под микроскопом
Использование
Важнейшие
человеком
6
опыта
плесневых грибов
плесневых
10
и Закладка
плесневых Практическая работа
отрасли беседа
грибов промышленности по использованию
плесневых грибов
Вред плесневых грибов Вредоносные
грибов
виды
плесневых беседа
11
7
Общая характеристика Разнообразие
лишайников
12
8
и
строение лекция
лишайников
Определение чистоты Знакомство
с
методикой Практическая работа
воздуха при помощи определения чистоты воздуха при
лишайников
13
9
помощи лишайников
Жизненные
формы Виртуальная экскурсия
Практическая работа
живых организмов
14
10
Комнатные растения
Значение комнатных растений для беседа
человека
15
11
Значение
комнатных Составление
растений для человека
словаря
комнатных Практическая работа
растений и их влияние на организм
человека
16
12
Разнообразие
Пересадка классных растений
Практическая работа
Опыты с растениями
Практическая работа
Опыты с растениями
Практическая работа
Что может находиться на монетах?
беседа
комнатных растений
17
13
«Фокусы»
с растениями
18
14
«Фокусы»
с растениями
19
15
Микрофлора монет
20
16
Изучение микрофлоры Изучение
микрофлоры
монет
достоинства
разного
монет Практическая работа
под
микроскопом
21
17
«Экологическая
Деловая игра
Практическая работа
лаборатория»
22
18
Изучение
ярусности Изучение ярусности леса
лекция
ярусности Экскурсия. Описание ярусов леса.
Практическая работа
леса
23
19
Изучение
леса
24
20
Синантропные
Бактерии нашего организма.
лекция
микроорганизмы
25
21
Синантропные
Влияние микроорганизмов на наш беседа
микроорганизмы.
организм и меры борьбы с ними.
Методы борьбы.
26
22
Синантропные
Патогенные микроорганизмы.
беседа
микроорганизмы.
Болезни.
Раздел III. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах
2 часа
27
28
1
2
Многообразие
Разнообразие
экосистем лекция
экосистем суши
Хабаровского края
Многообразие
Экосистемы села Тополево
экскурсия
экосистем суши
Раздел IV. Психоэмоциональное восприятие природы
4 часа
29
1
Образное
восприятие Деловая игра
беседа
природы
30
2
Краски растений
экскурсия
31
3
Цвета леса
экскурсия
32
4
Лесные звуки
Практическая работа
Раздел V. Основы экологической этики и психологии
6 часов
33
34
1
2
«Я жизнь,
которая Сочинение
на
тему:
хочет жить…»
которая хочет жить…»
Антропоцентризм
Антропоцентрические
современного
представления
(экоцентризм) и
Дискуссия
как
сознания. Биоцентризм современных
«Я жизнь, Практическая работа
основа
экологических
проблем.
перспективы
гармонизации
взаимоотношений
природы и общества.
35
3
Глобальные
и Харктеристика
основных Практическая работа
региональные
глобальных
и
региональных
экологические
экологических проблем.
проблемы в сознании
человека.
36
4
Задачи экологического Школьное экологическое
образования,
образование. Экологическое
просвещения
и просвещение и воспитание
воспитания населения.
37
5
Дискуссия
населения.
«Жить в гуще других Сочинение на тему: «Жить в гуще Практическая работа
жизней, которые хотят других жизней, которые хотят жить»
жить»
38
6
Контент-анализ
Анализ отражения экологических Практическая работа
периодических
проблем и их решения в изданиях
изданий
средств средств массовой
массовой информации информации:
задачи,
плюсы
и
минусы.
по
проблемным вопросам
экологии
и
охраны
окружающей среды.
39. Составление портфолио 1 час
Раздел I. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты
8 часов
40
1
Человек и природа
Взаимосвязь растительного мира и беседа
человека
41
2
Человек и природа
42
3
Изменение отношения Эволюция социальной организации беседа
человека к природе
Решение биологический задач
практическая работа
общества и изменение отношения
человека к природе
43
4
Эволюция социальной Решение биологический задач
практическая работа
организации общества
и изменение
отношения
человека
к природе
44
5
Окультуривание
Этапы
окультуривания
растений.
человеком
растений беседа
45
46
47
6
7
8
Происхождение
Центры происхождения культурных беседа
культурных растений
растений (по Н.И. Вавилову)
Центры
Составление
презентаций Практическая работа
происхождения
«Происхождение
культурных
культурных растений
растений»
Изменение
Изменение биоразнообразия планеты Практическая работа
биоразнообразия
в результате деятельности человека.
планеты
в результате Редкие и исчезающие виды растений
деятельности человека. Хабаровского края
Раздел II. Экология растений
18 часов
48
1
Особенности внешнего Экскурсия.
строения
49
2
коры строения
Описание
коры
деревьев
пришкольном участке
Определение
Определение
содержания
внешнего Практическая работа
деревьев
содержания
на
воды Практическая работа
воды в почве комнатных растений
в почве.
50
3
Экологические группы гидатофиты
растений
гидрофиты
по отношению к воде
гигрофиты
лекция
мезофиты
51
52
4
5
Экологические группы Определение растений, относящихся Практическая работа
растений
к разным экологическим группам по
по отношению к воде
отношению к воде
Жизненные
формы Классификация
растений
53
6
Изучение
жизненных
форм лекция
растений по разным ученным.
видового Экскурсия на пришкольный участок
Практическая работа
состава газонов
54
7
Трава на газоне
Определение роли газонной травы Практическая работа
в улучшении микроклимата
55
8
Развитие
системы
условиях
корневой Закладка опыта.
в различных
Практическая работа
56
9
Развитие
системы
корневой Изучение
корневой
системы Практическая работа
в различных растений в различных условиях
условиях
57
10
«Экологическая
Деловая игра
Практическая работа
лаборатория»
58
11
Влияние минеральных Закладка опыта.
удобрений
Практическая работа
на рост
и развитие растений
59
12
Влияние минеральных Изучение внешнего вида растений
удобрений
Практическая работа
на рост
и развитие растений
60
13
Лекарственные
Виды
лекарственных
растений лекция
растения
Хабаровского края и их лечебные
свойства
61
14
Правила
сбора Правила
сбора
лекарственных
растений,
растений
используемые
лекарственных Практическая работа
органы
в
растений,
лекарственных
целях
62
15
Разнообразие
листовой
формы Сбор гербарного материала
Практическая работа
пластины
у деревьев
и кустарников
63
16
Разнообразие
листовой
формы Составление
атласа
«Листовые Практическая работа
атласа
«Листовые Практическая работа
пластины пластинки»
у деревьев
и кустарников
64
17
Изучение
листьев Составление
растений
65
18
пластинки»
Синантропные
виды Виды сорных растений и меры лекция
растений
борьбы с ними
Раздел III. Психоэмоциональное восприятие природы
5 часа
66
1
«Растения
в мифах, Составление
легендах и сказках»
словаря
иллюстрированного Практическая работа
67
2
Краски растений
Разнообразие
окраски
венчиков Лекция
цветков, листьев и плодов. Значение
яркой
окраски
Цветовая
для
растений.
палитра
лугов,
лесов.Влияние цвета на организм
человека, его настроение.
68
69
3
4
«Растения
в мифах, Составление
легендах и сказках»
словаря
Растения
Составление
в государственной
словаря
иллюстрированного Практическая работа
иллюстрированного Практическая работа
символике
70
5
Растения
Составление
в государственной
словаря
иллюстрированного Практическая работа
символике
Раздел IV. Основы экологической этики и психологии
4 часа
71
1
«Я жизнь,
которая Сочинение
хочет жить…»
72
2
на
тему:
«Я жизнь, Практическая работа
которая хочет жить…»
Методы формирования Методы
экологических
формирования Лекция
экологических представлений
представлений
73
3
Экологические
Экологические праздники и акции
Лекция
праздники и акции
74
4
«Жить в гуще других Сочинение на тему: «Жить в гуще Практическая работа
жизней, которые хотят других жизней, которые хотят жить»
жить»
75.Составление портфолио 1 час
76-78. Защита проектов 3 часа
Раздел I. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты
3 часа
79
1
Одомашнивание
Составление презентации «Этапы Практическая работа
животных
одомашнивания животных»
80
2
Селекция животных
Методы
селекции
животных. Лекция
Породы животных
81
3
Редкие и исчезающие Изучение
виды животных
Красной
книги Практическая работа
Хабаровского края
Раздел II. Экология животных
12 часов
82
1
Жизненные
формы наземные
живых организмов
формы;
подземные лекция
(землерои); древесные; воздушные;
водные.
83
2
Синантропные
виды Суть
животных
и
формы
синантропных лекция
животных, их виды и особенности
адаптации их к жизни в человеческой
среде, влияние и роль животных в
жизни человека.
84
85
3
4
Синантропные
виды Составление
брошюры
«Методы Практическая работа
животных
борьбы с крысами»
Оценка
Экскурсия на пришкольный участок. Практическая работа
поврежденности
Ознакомление
дерева
с
вредоносными
по степени насекомыми
объедания
листвы
насекомыми
86
5
Оценка
Оценка
поврежденности
по степени
дерева
поврежденности
объедания
дерева Практическая работа
листвы
по степени насекомыми
объедания
листвы
насекомыми
87
6
«Мы в ответе за тех, Виды домашних животных
лекция
кого приручили
88
89
7
8
«Мы в ответе за тех, Защита презентаций «Мое домашнее Практическая работа
кого приручили
животное»
О кошках
Составление
презентации Практическая работа
«Необычные породы кошек»
90
9
Как
помочь
птицам Составление плана мероприятий к лекция
зимой
91
10
Как
акции «Покормите птиц зимой»
помочь
птицам Участие
зимой
92
11
Как
в
экологической
акции Практическая работа
«Покормите птиц зимой»
помочь
птицам
Практическая работа
зимой
93
12
«Экологическая
Деловая игра
Практическая работа
лаборатория»
Раздел III. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах
8 часов
94
1
Структура экосистем
Компоненты
экосистемы
и
их лекция
взаимоотношения
95
2
Структура экосистем
96
3
Изучение
Решение биологических задач
Практическая работа
водных Изучение водных экосистем
лекция
водных Решение биологических задач
Практическая работа
экосистем
97
4
Изучение
экосистем
98
5
Экологическая тропа
Создание экологической тропы села Практическая работа
99
6
Экологическая тропа
Тополево
100
7
Экологическое
Биологический круговорот в природе лекция
Практическая работа
равновесие
101
8
Основные
Основные экологические законы
лекция
экологические законы
Раздел IV. Психоэмоциональное восприятие природы
6 часов
102
1
«Животные
в мифах, Составление
легендах и сказках»
103
2
«Животные
104
3
«Животные
словаря
в мифах, Составление
легендах и сказках»
иллюстрированного Практическая работа
словаря
в мифах, Составление
легендах и сказках»
иллюстрированного лекция
словаря
иллюстрированного Практическая работа
105
4
Животные
Составление
в государственной
словаря
иллюстрированного лекция
символике
106
5
Животные
Составление
в государственной
словаря
иллюстрированного Практическая работа
символике
107
6
Животные
Составление
в государственной
словаря
иллюстрированного Практическая работа
символике
Раздел V. Основы экологической этики и психологии
3 часа
108
1
«Я жизнь,
которая Сочинение
хочет жить…»
на
тему:
«Я жизнь, Практическая работа
которая хочет жить…»
109
110
лекция
2
«Жить в гуще других Сочинение на тему: «Жить в гуще Практическая работа
жизней, которые хотят других жизней, которые хотят жить»
жить»
111. Составление портфолио 1 час
112-114. Защита проектов 3 часа
Раздел I. Здоровье человека
3 часа
115
116
1
2
Биосоциальная
Биосоциальная природа человека. лекция
природа человека.
Виды здоровья
Человек
как
объект Методы обследования человека
Практическая работа
исследования
различных наук
117
3
Красота и здоровье
Составление
памятки
«От
зависит красота человека»
Раздел II. Изучение организма человека
15 часов
чего Практическая работа
118
1
Первая помощь при Мерах первой доврачебной помощи; Лекция
кровотечениях
раскрыть анатомо-физиологические
механизмы, лежащие в их основе
119
2
Болезни
дыхания
органов Формирование
и
понятие
об Лекция
их инфекционных заболеваниях
предупреждение.
Гигиена дыхания
120
3
Норма питания
Связь между понятиями энерготраты Лекция
и
энергоемкости
потребляемых
продуктов
121
4
Генетика человека.
Составление генеалогического древа Практическая работа
своей семьи
122
123
5
6
Строение
организма Изучение
нормальных
и регуляция его
массы тела
Опорно-двигательная
Определение
система.
антропометрического
индексов Практическая работа
параметров Практическая работа
и функционального развития
124
7
Мой портфель
Изучение
содержимого
своего Практическая работа
портфеля
125
8
Влияние
высоты Изучение влияния высоты каблука Практическая работа
каблука на ОДС
у учениц
5–11 классов
на состояние
школы
опорно-двигательной
системы
126
127
9
10
Строение
и гигиена Изучение
слюны
человека
ротовой полости
микроскопом
Системы
Оценка
кровообращения
по функциональным пробам
состояния
под Практическая работа
здоровья Практическая работа
и дыхания.
128
11
Кожа. Гигиена кожи
Изучение покровов тела здорового и Практическая работа
больного человека
129
12
Внимание и память
Психологические тесты (совместно Практическая работа
со школьным психологом)
130
13
Звуковое восприятие. Изучение шумового воздействия на Практическая работа
Гигиена слуха
организм человека
131
14
Иллюзии
Психологические тесты
Практическая работа
132
15
Паспорт здоровья
Разработка паспорта здоровья
Практическая работа
Раздел III. Мое здоровье в моих руках
10 часов
133
1
Нормы
питания. Пищевая ценность некоторых блюд. Практическая работа
Оценка
рациона Решение биологических задач
питания
134
2
Быстрое питание, или Изучение состава «быстрой» пищи.
Практическая работа
фастфуд
135
3
Модные напитки
Изучение состава Кока-колы, опыты Практическая работа
с ней
136
4
Мороженое:
секреты Изучение
маркировки
137
5
Тату
качественного
состава Практическая работа
мороженого
и пирсинг: Дискуссия
«Тату
за и против
за и против»
и пирсинг: Практическая работа
138
6
Стресс.
Организация зон релаксации в школе Практическая работа
139
7
О вреде курения
Состав
сигареты,
последствия лекция
табакокурения
140
8
Алкоголизм,
Отрицательное влияние на организм лекция
наркомания,
человека ядовитых веществ.
токсикомания
141
142
9
10
Подготовимся
Составление списка, необходимых Практическая работа
к выезду на отдых
лекарственных средств в походе.
Право на здоровье
Изучение
перечня
нормативно- лекция
правовых документов
Раздел IV. Виды ресурсов и их использование в истории человечества
7 часов
143
1
Ресурсы планеты
Природная
(генетическая),
экологическая
классификация
природных ресурсов.
Лекция
144
2
История
освоения Использование
природных ресурсов
биологических Лекция
ресурсов промышленного
значения,
неэнергетических,
невозобновимых
условновозобновимых.
145
3
Экологические
Составление
кризисы, проблемы
презентаций
и катастрофы
«Экологические
Практическая работа
кризисы,
проблемы
и катастрофы»
146
4
Мировые войны
Составление
и ресурсы планеты
презентаций
Практическая работа
«Мировые
войны
и ресурсы планеты»
147
5
Космические
Составление
источники
презентаций
минеральных ресурсов
«Космические источники
Практическая работа
минеральных
ресурсов»
148
6
Виды энергии
Механическая
Практическая работа
Электрическая Химическая
Тепловая
Световая (Лучистая)
Ядерная (Атомная)
Термоядерная
(Термоядерного
синтеза) энергия
149
7
Мой «экологический»
Определение
след
«экологического
следа»
150-153. Защита проектов 3 часа
Практическая работа
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Предметными результатами являются:
- роль экологии в жизни человека.
- основы экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и его рациональное
использование ресурсов.
- видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях своего
населенного пункта.
- понятие и характеристика здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на
организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической
деятельности.
- виды ресурсов планеты, принципами их рационального использования, вопросами
проектирования безопасного поведения в различных социо - природных условиях,
основами экологической эстетики, этики и психологии
- особенности взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли человека в изменении
биологического разнообразия Земли.
- правила поведения на природных экскурсиях.
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;
- формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в
соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной
знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);
Личностными результатами занятий являются:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки.
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
- формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного поведения;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к
окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок,
живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
2.2. Условия реализации программы
Материально - технические:
Материально-техническая база Учреждения должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. учебная аудитория (кабинет №16 МАОУ – СОШ №148) для теоретических и
практических занятий.
Материально-техническая база класса и актового зала:
1. Компьютер
2. экран
3. проектор
4. лабораторное оборудование
2.3. Формы и сроки аттестации обучающихся, подведения итогов
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий контроль: осуществляется посредством наблюдения за деятельностью и
развитием каждого ребенка в процессе занятий;
• итоговый контроль проводится в форме защиты проектов и творческих работ;
Формы предъявления результатов:
-отзывы учащихся и родителей,
-защита проектов.
2.4. Методическая литература, нотные сборники, аудио- и видеопособия
Для учителя
• Экология живых организмов: Практикум с основами экологического
проектирования 6-7 класс ФГОС, Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А..- М.:
ВАКО
• Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического
проектирования. 8 класс. ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
• Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с
основами экологического проектирования. 9 класс ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
• Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология,
экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.
• От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по
здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/
Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
• Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева,
А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
• Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.:
Устойчивый мир, 2005.
• Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д.
Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
• А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края»,
журнал «География в школе» № 3, 2006.
• Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления.
Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом.
Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
• Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А.
Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
• Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир,
2000г.
Интернет - ресурсы
• http://www.wood.ru
• http://www.edpscirnces.org/radiopro
• http://www.gks.ru/wps/portal –- Росстат. Россия в цифрах
• http://www.ecopolicy.ru – Центр экологической политики России
• http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/demography-position/vishnevsky/great/
• http:/ru.wikepedia
• http:/www.ecology-portal.ru
• http:/www/oeco.ru
• http:/fhtzb.ru
• http:/otherreferats.allbest.ru
• http:/zelenyshluz.narod.ru
Для учащихся
• Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль:
• «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор
• детей).
• Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В.
Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор
детей).
• Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет»,
2000.
• Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные
материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
• Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. –
Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
Сведения о разработчике программы
1. Бузунова Анастасия Андреевна.
2.Педагог дополнительного образования МАОУ - СОШ № 148
Образование — высшее, педагогическое, Российский государственный профессиональнопедагогический университет.
3. Педагогический стаж — нет
4. Без категории