Ответственность за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда.

01.01.2017

 

Законодательством Российской Федерации и Свердловской области предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и нормативных правовых актов о труде и об охране труда, невыполнении обязательств, установленных коллективными и трудовыми договорами, соглашениями об охране труда, препятствующих деятельности представителям органов государственного надзора и общественного контроля, не выполняющих их предписаний по устранению нарушений.

  Применяемые термины:

  Работодатель - собственник имущества либо уполномоченное им юридическое лицо, а также физическое лицо (индивидуальный предприниматель), заключившие трудовой договор (контракт) с работником.

  Администрация организации (предприятия, учреждения) - совокупность лиц, осуществляющих функции по управлению трудом и работниками в соответствии с должностными обязанностями и по поручению работодателя.

  Должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах власти и организациях.

  Административная ответственность наступает за административные правонарушения (противоправные действия или бездействие), предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, Кодексом Свердловской области об административной ответственности.

  К административной ответственности могут привлекаться:

  должностные лица, лица выполняющие управленческие функции и ответственные за выполнение специальных норм и правил - за несоблюдение тех нормативных правовых актов, исполнение требований которых входит в их служебные обязанности;

  индивидуальные предприниматели - за несоблюдение правил осуществления предпринимательской деятельности и иных норм и правил, выполнение которых возлагается на них законодательными и нормативными актами РФ и Свердловской области;

  организации - за невыполнение требований законодательных и нормативных актов РФ и Свердловской области независимо от наказания их должностных лиц.

  Виды часто применяемых административных взысканий:

  предупреждение - состоящее в осуждении и предостережении должностного лица от противоправных действий или повторного их совершения, выносится в письменной форме;

  штраф - состоит во взыскании с должностного лица, организации, совершивших административное правонарушение, денежных средств в целях наказания и предостережения их от противоправных действий или повторного их совершения.

  Штрафы назначаются в размере, соответствующем определенной части минимальной оплаты труда (МОТ) и устанавливаются в пределах:

  для граждан - от одной десятой до ста минимальных размеров оплат труда;

  для должностных лиц, лиц выполняющих управленческие функции - от одной до ста минимальных размеров оплат труда;

  для организаций - от ста до пятисот минимальных размеров оплат труда.

  Органы и должностные лица, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания, устанавливаются законодательством РФ и Свердловской области, положениями о деятельности этих органов, утвержденных Указами Президента РФ, постановлениями Правительств РФ и Свердловской области.

  Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд статей, устанавливающих виновные действия или бездействия по исполнению законодательства и нормативных правовых актов о труде и об охране труда. Ст. 41 предусматривает, что «нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда - влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплат труда». Статьями 41-1 41-4 предусмотрена ответственность за уклонение от переговоров, отказ от заключения коллективного договора, невыполнение условий договора, непредоставление информации для ведения переговоров и контроля выполнения коллективного договора.

  Ст. 41-1. Уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков проведения указанных переговоров, необеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки - влекут наложение штрафа на лиц, уполномоченных на ведение переговоров, в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплат труда.

  Ст. 41-2. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения - влечет наложение штрафа на лиц, уполномоченных заключить коллективный договор, соглашение в размере до ста минимальных размеров оплат труда.

  Ст. 41-3. Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению - влечет наложение штрафа на лиц, виновных в невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, в размере до ста минимальных размеров оплат труда.

  Ст. 41-4. Непредоставление информации, необходимой для проведения переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений - влечет наложение штрафа на лиц, виновных в непредоставлении информации, в размере до трех минимальных размеров оплат труда.

  По статьям 41, 41-1 41-4 рассматривает дела, согласно ст. 210 Кодекса, Государственная инспекция труда Свердловской области. Налагать административные взыскания вправе:

  руководители государственных инспекций труда (Главный государственный инспектор труда по Свердловской области Старцев И. А., его заместители Главный государственный инспектор по охране труда по Свердловской области Савельев А. П. и Главный государственный правовой инспектор труда по Свердловской области Романович В. Н.) за нарушения законодательства РФ о труде и об охране труда - штраф в размере до ста минимальных размеров оплат труда;

  государственные инспекторы по охране труда за нарушения законодательства РФ об охране труда - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплат труда;

  государственные правовые инспекторы труда за нарушения законодательства РФ о труде - штраф в размере до пятидесяти минимальных размеров оплат труда.

  Главой V (ст. 25-28) закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» устанавливается ответственность лиц, предоставляющих работодателя, за уклонение от участия в переговорах по заключению кол. договора, нарушению сроков его подготовки (штраф до 50 МОТ), нарушение или невыполнение условий кол. договора, соглашения (до 50 МОТ), непредоставление информации для ведения переговоров и контроля за выполнением кол. договоров, соглашений (до 50 МОТ). Дела, о наложении штрафов на должностных лиц за указанные нарушения, рассматриваются городскими и районными судами по заявлениям органов по труду или инициативам прокуроров городов и районов. Наложение штрафа в судебном порядке на должностных лиц, ответственных за подготовку, заключение, выполнение кол. договора не исключает применение к ним мер дисциплинарной ответственности по требованию представителей работников.

  В связи с существованием разночтений по применению мер ответственности за нарушение законодательства о коллективных договорах и административных взысканий за это по Кодексу об административных правонарушениях Рострудинспекцией рекомендовано Госинспекциям труда областей не рассматривать пока на практике дел предусмотренных статьями 41-1 41-4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  По этой же причине госинспекторами не применяются меры воздействия к нарушителям правил охраны труда, предусмотренные Кодексом Свердловской области об административной ответственности. Его ст. 75 гласит, что «необеспечение выполнения правил техники безопасности или иных правил охраны труда на производстве - влечет наложение штрафа на лиц, ответственных за обеспечение выполнения правил техники безопасности или иных правил охраны труда в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на лиц, выполняющих управленческие функции, и индивидуальных предпринимателей - в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплат труда, на организации - в размере ста минимальных размеров оплаты труда». Повторные нарушения в течение года указанных правил, а также действия, повлекшие причинение вреда здоровью работников, наказываются штрафом, увеличенным почти в два раза, по сравнению с частью первой статьи. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 75 возлагается на Главного государственного инспектора труда Свердловской области, Главного государственного инспектора по охране труда Свердловской области и государственных инспекторов по охране труда.

  Сравнивая полномочия инспекторов по Кодексу РФ и Кодексу Свердловской области можно убедиться, что по федеральному Кодексу они конкретнее и выше.

  При проверках на предприятиях области в 1998 году государственными инспекторами выявлено 42 978 нарушения нормативных актов по охране труда и 6 446 нарушений трудовых прав работников. Кроме выданных предписаний об устранении нарушений на основании ст. 41 Кодекса об АП оштрафовано правовыми инспекторами 210 и инспекторами по охране труда 563 должностных лица на общую сумму 348 тыс. рублей (средняя сумма штрафа 450 рублей).

  Статьей 10 Основ законодательства РФ об охране труда предусмотрено, что работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять средства коллективной и индивидуальной защиты, немедленно сообщать о несчастных случаях, признаках профессионального заболевания, ситуациях на производственных участках, угрожающих жизни и здоровью работников. Статьей 127 КЗоТ РФ закреплены трудовые обязанности работников, а ст. 129 обязанности руководителей и должностных лиц, в том числе по соблюдению законодательства о труде и охране труда. Все это входит в круг обязанностей по соблюдению трудовой дисциплины.

  Согласно ст. 135 КЗоТ за нарушение трудовой дисциплины работодатель, администрация предприятия, учреждения, организации может применить дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение.

  Как меру дисциплинарного взыскания можно рассматривать отстранение работника от выполнения трудовых обязанностей при уклонении его от прохождения медицинских осмотров, невыполнении рекомендаций по результатам медицинских обследований.

  Положениями о деятельности государственных органов надзора предусмотрена возможность отстранения должностных лиц от исполнения обязанностей при плохом знании инструкций и правил по охране труда, непрохождении инструктажа и обучения по охране труда.

  В 1998 году по предписаниям государственных инспекторов по охране труда привлечено к дисциплинарной ответственности 534 работника предприятий области, в том числе 42 должностных лиц отстранено от работы, 8 - уволены. Отстранено от работы в связи с непрохождением инструктажа и обучения по охране труда 1168 работников. Уголовным кодексом РФ предусматривается уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего признаки состава преступления, предусмотренного УК. Статья 143 УК:

1.    Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплат труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2.    То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  В 1998 году Госинспекцией по охране труда по Свердловской области было направлено в прокуратуру 264 материалов для возбуждения уголовных дел в связи с несчастными случаями, из них 23 возбуждены, осуждено судом 4 виновных лиц.

Статьями 159 КЗоТ РФ, 9 Основ законодательства РФ об охране труда и 1084 Гражданского кодекса предусматривается возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей. Гражданский кодекс устанавливает возмещение потерпевшему заработка и расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санитарно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода.

Закон РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" конкретизирует указанные требования, отменяет ранее действовавшие "Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей". Закон определяет субъектов страхования, лиц подлежащих страхованию, права застрахованных на обеспечение, виды и размеры страховых выплат, порядок назначения и выплат обеспечения по страхованию, права и обязанности субъектов страхования, порядок формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Закон использует понятия:

- застрахованный - физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию;

- страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих страхованию;

- страховщик - фонд социального страхования РФ;

- страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая или профессионального заболевания;

- обеспечение по страхованию - страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев или профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу по трудовому договору (контракту) или на основании гражданско-правового договора, а также осужденные к лишению свободы привлекаемые к труду.

Закон обязывает страхователя:

- своевременно регистрироваться у страховщика (в течение десяти дней после государственной регистрации, заключения договора с первым нанимаемым работником);

- в установленном порядке перечислять страховщику страховые взносы;

- исполнять решения страховщика о страховых выплатах;

- обеспечивать меры по предотвращению страховых случаев;

- расследовать страховые случаи в установленном порядке и в течение суток со дня происшествия сообщать о них страховщику;

- собирать и представлять за свой счет страховщику документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию;Хочу такой сайт

- направлять застрахованных в учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) на освидетельствование с заключением госэкспертизы условий труда о характере и условиях труда;

- предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении, оплачиваемый отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период лечения;

- за счет своих средств проводить обучение застрахованных по охране труда, безопасным методам и приемам работы;

- исполнять решения государственной инспекции труда по предотвращению страховых случаев;

- предоставлять застрахованным копии документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, разъяснять им их права и обязанности по страхованию;

- вести учет начисления и перечисления страховых взносов производимых страховых выплат, обеспечивать сохранность документов по страхованию;

- сообщать страховщику об обстоятельствах, имеющих значение для определения надбавок и скидок к страховому тарифу, о своей реорганизации или ликвидации.

Страхователь вправе участвовать в установлении скидок или надбавок к страховому тарифу, требовать участия в этом органа исполнительной власти по труду, защищать свои права и интересы, а также застрахованных, в суде.

Страховые взносы рассчитываются и уплачиваются исходя из страховых тарифов, которые ежегодно в законодательном порядке будут дифференцировано по группам отраслей устанавливаться в зависимости от класса профессионального риска. Страховщик в зависимости от состояния условий труда у страхователя может устанавливать ему скидки или надбавки к страховым тарифам до 40 процентов тарифа, установленного для отрасли.

Кроме установления скидок и надбавок к страховым тарифам страховщик имеет право участвовать в расследовании страховых случаев; направлять застрахованных в учреждения медико-социальной экспертизы на переосвидетельствования; проверять информацию о страховых случаях; взаимодействовать с госинспекцией труда, органами по труду, учреждениями МСЭ, профсоюзными и другими органами; давать рекомендации по предупреждению несчастных случаев и профзаболеваний; контролировать деятельность страхователя по исполнению обязанностей.

Основные обязанности страховщика:

- регистрация страхователей;

- сбор страховых взносов и аккумуляция средств фонда, в т.ч. ликвидируемых предприятий;

- осуществление обеспечения по страхованию лиц, имеющих право на его получение.

Застрахованный имеет право на:

- обеспечение по страхованию в порядке и на условиях установленных законом;

- участие в расследовании страхового случая, и обжалование решений по нему;

- бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы;

- обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения МСЭ по вопросам освидетельствования;

- получение информации от страхователя и страховщика по вопросам своих прав и обязанностей по страхованию;

- защиту своих прав, в т.ч. в суде.

Застрахованный обязан соблюдать правила и инструкции по охране труда, выполнять рекомендации МСЭ, своевременно проходить переосвидетельствования.

Закон предусматривает ответственность субъектов страхования.

Страхователь несет ответственность за неисполнение обязанностей по регистрации (перерегистрации) у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также страховых выплат застрахованным, назначенных страховщиком.

При задержке уплаты страхового взноса страхователь уплачивает страховую пеню в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен взнос. Задолженность по страховым взносам, начисленная пеня взыскивается страховщиком со страхователя - юридического лица в бесспорном порядке, а со страхователя - физического лица - на основании решения суда.

При сокрытии или занижении размера начисленной оплаты труда (дохода) застрахованных взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера оплаты труда с начислением пени. Кроме того, страховщиком налагается на страхователя штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда.

В случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лиц, нанимающих или привлекающих к труду других лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от регистрации с начислением пени в размере 0,5% с суммы страхового взноса за каждый день просрочки после окончания периода, за который должен быть уплачен взнос.

Суммы выплат, назначенные и выплаченные страхователем без решения страховщика, в счет уплаты взносов не засчитываются.

Страхователь несет ответственность за достоверность всех необходимых для страховщика сведений.

Страхователь и его должностные лица несут ответственность за сокрытие страховых случаев.

Застрахованный и лица, имеющие права на получение страховых выплат, в случае предоставления недостоверных сведений для начисления выплат обязаны возместить страховщику излишне выплаченные суммы добровольно или по решению суда.

Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию и представляемых страхователем документов (копий) предусмотренных законом (акта о несчастном случае или профзаболевании, справки о среднем заработке, заключения МСЭ, справки об иждивенцах и других документов). Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимаются страховщиком в течение 10 дней со дня поступления заявления.

Страховые выплаты застрахованному, состоящему в трудовых отношениях со страхователем, производится самим страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов страховщику. При задержке выплаты в установленные сроки страхователь должен выплатить застрахованному или лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы за каждый день просрочки. Пеня в счет уплаты страховщику страховых взносов не засчитывается.

Право на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Законом определены лица, имеющие право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Закон устанавливает следующие виды обеспечения по страхованию:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- единовременную страховую выплату (60 МОТ) застрахованному либо лицам, имеющим право на ее получение в случае смерти застрахованного;

- ежемесячные страховые выплаты (доля зарплаты) застрахованному либо лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного;

- оплату дополнительных расходов застрахованного на дополнительную медицинскую помощь (в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств),посторонний (медицинский и бытовой) уход, санитарно-курортное лечение (включая стоимость проезда застрахованного и сопровождающего лица), протезирование, обеспечение специальным транспортом, профессиональное переобучение.

Дополнительные расходы оплачиваются страховщиком в случае установления их необходимости учреждением МСЭ.

Размеры единовременной и ежемесячной страховых выплат зависят от степени потери трудоспособности, устанавливаемой учреждением МСЭ.

Возмещение застрахованному морального вреда производится причинителем вреда.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов (пени), уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг либо включаются в смету расходов на содержание страхователя. Надбавки к страховым тарифам и штрафы (пеня) уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя.

Для организации возмещения вреда руководителем предприятия (организации) подписываются приказы:

  о возмещении вреда потерпевшему в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием;

  о возмещении вреда в связи со смертью кормильца в результате трудового увечья или иного повреждения здоровья;

  о продлении выплаты возмещения вреда потерпевшему в связи с трудовым увечьем;

  об индексации и перерасчете сумм возмещения вреда (после каждого увеличения МОТ).

Убытки, вызванные производственным травматизмом в РФ составили в 1996 году более 4 трлн. неденоминированных рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим заработка или его части около 3 трлн. рублей. Помимо этого значительные затраты обусловлены лечением пострадавших, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев оборудования, снижения производительности труда.

  В Свердловской области общие затраты по возмещению вреда причиненного работникам трудовым увечьем, профессиональным заболеванием, пострадавшим или лицам, имеющим на это право, составили в 1998 году 103,05 млн. рублей, или 0,7% фонда оплаты труда, отчитавшихся перед Облкомстатом предприятий. Затраты на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 11,7 млн. рублей, возмещение утраченного заработка - 82,9 млн. рублей, единовременное пособие - 2,3 млн. рублей, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию - почти 3,2 млн. рублей, возмещение морального вреда - более 2,7 млн. рублей.

  Затраты на возмещение вреда здоровью работников от несчастных случаев (6060) и профессиональных заболеваний (370), происшедших в 1998 г. составили более 20,5 млн. рублей, или в среднем по 2,5 тыс. рублей на пострадавшего от травматизма и более 17 тыс. рублей на случай профзаболевания.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.10.2020

Дата обновления: 21.10.2020

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».