Основные вредные и опасные производственные факторы условий труда, их классификация. Профессиональные заболевания и меры их профилактики.

01.01.2017

Согласно ст.14 закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.

На рабочих местах действуют вредные и опасные производственные факторы. ГОСТ 12.0.002-80 и ГОСТ 12.0.003-74, руководство Р 2.2.013-94 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» дают разные определения вредных и опасных факторов, их классификацию. Пунктом 6 «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическим нормировании», утвержденного постановлением Правительства РФ №625 от 5.06.94г., установлено, что утверждаемые санитарно-эпидемиологической службой РФ правила, нормы, критерии относятся к санитарному законодательству РФ, а требования ГОСТ, правил по охране труда, СНиП и др. нормативных актов не должны им противоречить. Поэтому определения указанных ГОСТов очевидно устарели.

Указанный выше закон определяет:

Вредный производственный фактор (ВПФ) - как фактор производственной среды, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.

Такими факторами могут быть:

физические

микроклиматические условия (температура, влажность, подвижность воздуха, температура поверхностей и интенсивность их излучений);

неионизирующие электромагнитные излучения (электромагнитные поля токов промышленной частоты, ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное);

ионизирующие излучения;

производственный шум, ультра- и инфразвук, вибрация;

аэрозоли (запыленность) фиброгенного действия;

освещенность (недостаточная, повышенная ультрафиолетовая радиация);

химические (вещества)

токсические (ядовитые);

раздражающие;

сенсибилизирующие;

мутагенные (изменение наследственных свойств);

канцерогенные (способствующие возникновению злокачественных опухолей);

биологические

патогенные (болезнетворные) микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.);

препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов;

белковые препараты;

тяжесть труда

физическая динамическая и статическая нагрузка;

масса поднимаемого и перемещаемого груза;

рабочая поза, перемещения работника;

напряженность труда

интеллектуальные, сенсорные (чувствительные восприятия), эмоциональные нагрузки;

монотонность труда;

режим работы.

В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными, т.е. причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья и даже смерти.

Степень вредности и опасности физических, химических и биологических факторов, тяжести и напряженности труда устанавливается гигиеническими нормативами условий труда.

Гигиенические нормативы (ГН) условий труда - уровни ВПФ, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

В соответствии с этими условиями устанавливаются предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия вредных и опасных производственных факторов.

Соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушение здоровья у сверх чувствительных лиц.

Работа в условиях превышения ГН возможна при условии использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов - защита временем. Определение времени контакта с ВПФ за рабочую смену или период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) осуществляют органы Госсанэпиднадзора по профессиональным группам конкретного предприятия.

Влияние ВПФ, превышающих установленные гигиенические нормативы, отрицательно сказывается на работоспособности и здоровье работника.

На рабочих местах прежде всего должны быть созданы нормальные микроклиматические условия. Для человека одинаково опасны переохлаждения, вызывающие простудные заболевания, и перегревы, ведущие к снижению работоспособности, тепловым ударам. Величины показателей микроклимата устанавливаются СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». В зависимости от категории нагрузки (работ), теплого или холодного периода года в помещениях должны поддерживаться определенные значения температуры воздуха, температуры поверхностей оборудования, относительной влажности и скорости движения воздуха. Например, для работ категории 1б, производимых сидя и стоя, связанных с ходьбой и некоторыми физическими напряжениями, с интенсивностью энергозатрат 121-150 ккал/час (контролеры, мастера и др.) должны быть созданы допустимые условия труда:

 

  диапазон температур:                      теплый период - 20-28°С

                                                  холодный период - 19-24°С

  температура поверхностей:            теплый период - 19-29°С

                                                 холодный период - 18-25°С

  влажность воздуха - 15-75 %

  скорость движения воздуха:           теплый период - 0,1-0,2 м/с

                                                 холодный период - 0,1-0,3 м/с.

Указанными СанПиН в зависимости от категорий работ ограничивается время пребывания на рабочих местах при температуре выше (26°С) и ниже (20°С) допустимых температур.

Необходимые микроклиматические условия создаются отоплением, обменной вентиляцией и кондиционированием воздуха.

Источником электромагнитных полей промышленной частоты являются токоведущие части действующих электроустановок. Длительное воздействие электромагнитного поля на организм человека может вызвать нарушение состояния нервной и сердечно-сосудистой систем. Это выражается в повышенной утомляемости, болях в области сердца, изменениях кровяного давления и пульса.

Магнитная составляющая электромагнитного поля оказывает неблагоприятное воздействие при напряженности поля более 160 А/м. На практике напряженность обычно не превышает 25 А/м. Нормы напряженности электрических полей зависят от времени пребывания человека в контролируемой зоне. ГОСТ 12.1.002-84 допускает присутствие персонала на рабочем месте в течение 8 часов при напряженности не более 5 кВ/м. При большей напряженности время допустимого пребывания в таких зонах в часах составляет Т=50/Е-2, где Е - напряженность в кВ/м. Например, при напряженности 6 кВ/м время пребывания составит 50/6-2=6,3 часа.

Основные средства защиты от ЭМИ - устройство экранов коллективного пользования (стационарные и переносные). Для ремонтного и дежурного персонала подстанций и воздушных линий электропередач предназначены индивидуальные экранизирующие комплекты. Они применяются при напряженности до 60 кВ/м, создаваемой электроустановками до 750 вольт.

Избыток и недостаток ультрафиолетового излучения (УФИ) представляет одинаковую опасность для человека. Воздействие больших доз УФИ на кожу человека вызывает дерматит. Повышенные дозы воздействия на центральную нервную систему вызывает головную боль, тошноту, повышенную утомляемость, нервное возбуждение, электроофтальмию (болезнь глаз).

Основная реакция организма человека на инфракрасное облучение - повышение температуры облученных и удаленных частей тела (до 1,5-2°С). Воздействуя на мозговую ткань облучение инфракрасными лучами может вызвать так называемый «солнечный удар». Человек при таком облучении ощущает головную боль, головокружение, учащение пульса и дыхания, нарушение координации движений и даже потерю сознания.

Источниками инфракрасного излучения являются нагретые поверхности стен, оборудования, деталей, заготовок, различные виды сварки, плазменной обработки и др. Допустимая величина потока энергии инфракрасного излучения на рабочем месте не должна превышать 350 Вт/м2. Меры по снижению воздействия инфракрасного излучения состоят в защитном экранировании источников и рабочих мест, использовании средств индивидуальной защиты.

Воздействие электромагнитных излучений радиочастотного диапазона на человека многообразно по последствиям. Чаще всего жалобы работников бывают на головную боль, сонливость или бессонницу, утомляемость, слабость, повышенную потливость, головокружение, потемнение в глазах, учащенное сердцебиение, отклонения в функционировании желудочно-кишечного тракта, изжоги.

Предельно допустимые уровни напряженности и энергетической нагрузки радиоизлучения устанавливаются ГОСТ 12.1.006-84 в зависимости от диапазона частот. Независимо от времени воздействия за рабочую смену величина плотности потока энергии (ППЭ) не должна превышать 10 Вт/м2 (1000 мкВт/см2). Защита персонала от воздействия радиоволн осуществляется поглотителями мощности источников радиоволн, экранированием (с металлической основой высокой электропроводимости) источников излучения и рабочих мест, применением рациональных режимов труда и средств предупредительной системы.

При эксплуатации лазерных установок обслуживающий персонал может подвергнуться воздействию комплекса вредных физических и химических факторов. Это прежде всего прямое, рассеянное или отраженное лазерное излучение, а также вызванные работой оборудования ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, ионизация и запыленность воздуха, шум, вибрация. Наибольшую опасность представляет само лазерное излучение, отрицательно влияющее на открытые участки кожи человека и зрение. В целях обеспечения безопасных условий труда установлены предельно допустимые уровни (ПДУ) лазерного облучения, которые при ежедневном воздействии в процессе работы не вызовут отклонений в состоянии здоровья работников. ПДУ энергетической экспозиции при лазерном облучении в зависимости от длины волны устанавливает ГОСТ 12.1.040-83 в джоулях/см2.

Защита от лазерного излучения достигается оборудованием лазерных установок приспособлениями, исключающими возможность воздействия прямого и отраженного излучения, а также использованием средств дистанционного управления, сигнализации и автоматического отключения, оборудованием рабочих мест вытяжной вентиляцией и экранами. К средствам индивидуальной защиты от этого излучения относятся защитные очки и маски со светофильтрами, используемые в комплексе с коллективными средствами защиты.

В условиях повышенного излучения в области занято 0,6% работников.

Опасность условий труда с источниками ионизирующего излучения определяется по показателям, нормативы которых не должны превышаться. Установленные «Нормами радиационной безопасности» ГН 2.6.1.054-96 (НРБ-96) нормативы позволяют с достаточной степенью точности производить оценку физических параметров излучения и биологических последствий его воздействия. Основными оценочными показателями служат пределы годовой эффективной и эквивалентной дозы ионизирующего облучения, которые устанавливают допустимые уровни поглощенной энергии излучения (в миллизивертах) всем телом человека или отдельными его органами с учетом радиочувствительности. Эффективная доза, установленная ГН 2.6.1.054-96, составляет для персонала 20 мЗв в год в среднем за любые 5 лет, но не более 50 мЗв в год, а для населения - 1 мЗв в год в среднем за любые 5 лет, но не более 5 мЗв в год. Допустимый уровень естественного радиационного фона должен составлять 5 мЗв/8800 час/год = 500000 мкр/8800 = 57 микрорентген в час (обычно 9-15 микрорентген). Эквивалентная доза за год составляет в хрусталике 150 мЗв, на коже, кистях и стопах - 500 мЗв, а для населения эти уровни принимаются в десять раз меньше.

 Превышения дозовых пределов облучения может привести к лучевой болезни, лучевой катаракте, возникновению злокачественных новообразований, лучевого ожога, лейкоза, лучевого бесплодия, наследственных болезней. Безопасность персонала при работе с источниками ионизирующего излучения обеспечивается противорадиационными мероприятиями с использованием средств индивидуальной защиты. В условиях повышенного против норм ионизирующего излучения в области занято 0,23 % работников.

Шум неблагоприятно воздействуя на человека вызывает психические и физиологические нарушения, снижающие работоспособность и создает предпосылки для общих и профессиональных заболеваний (тугоухость, неврит слухового нерва и др.), а также для производственного травматизма.

ГОСТом 12.1.003-89 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности» регламентируются уровни шума для различных категорий рабочих мест на частотах от 63 до 8000 герц. Для постоянного шума нормируемым параметром является эквивалентный уровень звука в децибелах. Допустимый уровень шума на рабочих местах производственных предприятий, на их территории и в помещениях составляет 80 дБа. Согласно требований указанного ГОСТа зоны с повышенным уровнем шума (более 80 дБа) должны обозначаться знаками безопасности, а работающие в таких зонах обеспечиваться средствами индивидуальной защиты. Защита от повышенных уровней шума осуществляется методами его снижения в источнике образования и на пути распространения, устройством экранов и звукопоглощающих облицовок, средствами индивидуальной защиты. Запрещается даже кратковременное пребывание человека в зонах, где уровень звука превышает 135 дБ в любой октавной полосе.

В условиях повышенного уровня шума в области занято около 11% работников.Хочу такой сайт

Ультразвук (частота 12-100 кГц) неблагоприятно воздействуя на нервную систему человека приводит к головным болям, изменениям давления, состава и свойств крови, потере слуховой чувствительности, повышенной утомляемости. ГОСТ 12.1.001-83 «ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности» вводит ограничение на действие ультразвуковых колебаний 110 децибелами. Для защиты от ультразвука используются методы звукоизоляции, СИЗ.

Высокий уровень инфразвука (частота ниже 32 Гц) вызывает нарушение функций вестибулярного аппарата, приводя к головокружениям, снижает внимание, работоспособность, вызывает общее недомогание. Нормативным документом устанавливающим допустимое воздействие инфразвука на уровне 105 дБ являются санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4./2.1.8.582-96 "Гигиенические нормативы инфразвука на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях, на территории жилой застройки". Защита от инфразвука осуществляется в источнике его образования, на пути распространения и средствами индивидуальной защиты.

Общая вибрация действует на весь организм человека через опорные поверхности (пол, сидение), а локальная оказывает действие на отдельные части тела работающих. Воздействию вибрации подвержены работники и водители транспортных средств, а также работники занятые на оборудовании ударного действия. Вибрация измеряется как с помощью абсолютных параметров (вибросмещение, виброскорость и виброускорение), так и с помощью относительного - уровня виброскорости. На практике применяются их логарифмические уровни в децибелах.

Допустимые значения параметров транспортной, транспортно-технологической и технологической вибрации устанавливаются ГОСТ 12.1.012-90. Методы виброзащиты в основном организационные - использование СИЗ для защиты рук, ног, тела работника и установление внутрисменного режима труда. При превышении локальной вибрации на рабочем месте установленного уровня вводится ограничение времени ее воздействия. При превышении ПДУ до 3 дБ длительность воздействия ограничивается 120-160 минутами, до 6 дБ - 60-80 мин., до 9 дБ - 30-40 мин., до 12 дБ - 15-40 мин. При превышении более 12 дБ запрещается проводить работы и применять оборудование, генерирующее такую вибрацию.

В условиях повышенной вибрации на рабочих местах в области занято 2,3% работников.

Освещение рабочего места - важнейший фактор создания нормальных условий труда. Естественное освещение по своему спектру является наиболее приемлемым, но не всегда его оказывается достаточно. Это связано и с режимом работы. Обычно применяется общее и комбинированное освещение.

Нормы освещенности рабочих мест, помещений, территорий устанавливаются СНиП 23-05-95 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение». СНиП разделяет все работы по разрядам и подразрядам зрительных работ, дает их характеристики и устанавливает нормы освещенности. Недостаточная и высокая освещенность ведет к утомлению зрения, физической усталости организма.

В результате производственной деятельности в воздух помещений, рабочих зон могут поступать различные вредные вещества. Дисперсная система образуемая воздухом со взвешенными в нем пылевыми твердыми частицами вредных веществ образует аэрозоль и приводит к запыленности воздуха. Наличие в воздухе паров и газов вредных веществ приводит к загазованности воздуха.

По степени воздействия на организм вредные вещества делятся на 4 класса:

1 класс - чрезвычайно опасные с предельно допустимой концентрацией в воздухе до 0,1 мг/м3;

2 класс - высокоопасные с ПДК от 0,1 до 1 мг/м3;

3 класс - умеренно опасные с ПДК от 1 до 10 мг/м3;

4 класс - малоопасные с ПДК более 10 мг/м3.

Допустимое содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны регламентируют ГН 2.2.5.686-98 "ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны" и ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».

Долгое вдыхание запыленного воздуха приводит к заболеванию легких - пневмоканиозу в формах:

асбестоза - или вдыхании частиц асбеста;

сидероза - при вдыхании окиси железа;

антракоза - при вдыхании угольной пыли;

силикоза - при вдыхании кварцевой пыли.

В условиях повышенной запыленности воздуха на предприятиях области занято 8,6% работников.

Вредные химические вещества проникают в организм человека через органы дыхания, а также кожу и желудочно-кишечный тракт. Они могут вызывать от легких раздражений глаз (конъюнктивиты), дыхательных путей (катаральное состояние), кожи до выраженных форм хронических и острых (одномоментных) отравлений, функциональных изменений нервной и сердечно-сосудистой систем, крови. Особенно опасно попадание таких веществ в желудок.

Безопасность труда при работе с вредными химическими веществами обеспечивается производственными процессами и оборудованием, средствами коллективной и индивидуальной защиты, системой специальных профилактических мероприятий. Для улавливания вредных выделений при экологически не чистых технологических процессах применяются вытяжные шкафы и зонты, отсасывающие панели и другие устройства, вентилируемые камеры, защитно-обеспыливающие кожухи. Обязательно должны использоваться средства защиты рук (в т.ч. пасты, кремы), лица, органов дыхания (респираторы, промышленные противогазы, изолирующие дыхательные аппараты).

Занятость в условиях действия биологических факторов может привести к инфекционным заболеваниям. Безопасность труда обеспечивается прежде всего ограничением контакта с биологически вредными факторами, а также средствами защиты и профилактики.

В условиях повышенной загазованности воздуха на предприятиях области занято 6,3% работников.

 Вредными факторами трудового процесса являются тяжесть и напряженность труда. Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" и СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" установлены допустимые величины показателей тяжести и напряженности труда женщин и показателей тяжести труда юношей и девушек 14, 15, 16, 17 лет. Утвержденных показателей тяжести и напряженности труда мужчин пока нет.

 Руководством "Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса" устанавливаются допустимые пределы физической нагрузки (динамическая нагрузка за смену, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, статическая нагрузка за смену, количество рабочих движений за смену), перемещений работника в км, количество наклонов корпуса работника за смену для мужчин и женщин, а также допустимые пределы напряженности труда по интеллектуальным, сенсорным, эмоциональным нагрузкам, монотонности и режиму работы.

 Занятость тяжелым трудом приводит к хроническому профессиональному заболеванию опорно-двигательного аппарата работников. Среди всех выявляемых профессиональных заболеваний, такие случаи составляют 10-12%. Тяжелым физическим трудом согласно государственной статистической отчетности на предприятиях Свердловской области занято 3,6% работников.

 На предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи в условиях труда не соответствующих гигиеническим нормативам занято около 22,5% от общего количества, в РФ около 19%.

Система организационных мероприятий и технических средств, снижающих или предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов составляют производственную санитарию.

Основными задачами производственной санитарии при организации производственных процессов являются:

  • отсутствие или минимальные выделения в воздух помещений, атмосферу, в сточные воды вредных или неприятно пахнущих веществ, тепла и влаги в производственные помещения;
  • отсутствие или минимальное образование шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных излучений, статического электричества;
  • уменьшение физических усилий, напряжения внимания и утомления работающих.

Для этого осуществляются мероприятия по:

  • замене вредных веществ безвредными;
  • замене сухих способов обработки мокрыми;
  • замене процессов и технологических операций создающих шум, вибрацию, излучения процессами обеспечивающими отсутствие этих вредных факторов;
  • комплексной механизации и автоматизации процессов, их дистанционному управлению;
  • снижению до нормативных уровней всех вредных факторов;
  • обеспечению работающих санитарно-бытовыми помещениями;
  • организации соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям режимов труда и отдыха;
  • и других.

Обязанностью работодателя, администрации предприятия, организации является установление эффективного контроля за уровнями воздействия вредных и опасных производственных факторов, информирование работников о состоянии условий труда, риске повреждения здоровья.

Периодичность контроля за воздействием вредных и опасных производственных факторов устанавливается теми же нормативными документами, что и допустимые концентрации или уровни. Нормативные документы предусматривают, что при установившемся технологическом процессе с разрешения органов санэпиднадзора периодичность проведения замеров ОВПФ может быть увеличена.

Методическими указаниями «Организация текущего санитарного надзора по гигиене труда», утвержденными главврачом областной СЭС Б.И. Никоновым 21.06.89г., установлена периодичность исследований ОВПФ.

Замеры запыленности, загазованности воздуха при наличии в нем вредных веществ I - IV класса опасности, которые могут вызвать острые отравления (угарный и сернистый газы, растворители и др.) проводятся раз в 10-30 дней; при наличии в воздухе других веществ I-II кл. опасности - 1 раз в 3 месяца; при наличии вредных веществ III-IV кл. опасности - 1 раз в 6 месяцев. Другие замеры производятся:

микроклимата - 1 раз в 6 месяцев;

освещенности - 1 раз в 6 месяцев;

локальной вибрации - 1 раз в 6 месяцев;

шума и общей вибрации - 1 раз в 12 месяцев;

электромагнитных полей и инфракрасного излучения - 1 раз в 12 месяцев.

На предприятии, в организации составляется график замеров ОВПФ с указанием точек и сроков замеров. График согласовывается с городским, районным центром санэпиднадзора и утверждается главным инженером (техническим руководителем) предприятия. Замеры производятся санитарно-промышленной лабораторией предприятия или по договору лабораторией другой организации, имеющей соответствующую лицензию.

В Свердловской области доля работников, занятых в условиях труда не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, больше чем в Российской Федерации. Соответственно выше и уровень профессиональной заболеваемости. В РФ в 1998г. он составил 1,6 на 10 тыс. работающих, в области 1,82.

Профессиональное заболевание - это заболевание работника, вызванное воздействием на него вредного производственного фактора и повлекшее за собой временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть. Согласно приказа Министерства социального обеспечения РФ №161 от 25.12.86г. профессиональным заболеванием считается такое заболевание, которое развилось под влиянием систематического и длительного воздействия фактора, свойственного данной профессии, либо условий труда, характерных для того или иного производства (журнал ОТ и СС №18-97 стр. 61).

Острые профессиональные заболевания происходят от кратковременного воздействия больших доз хим. веществ. Чаще всего поражаются органы дыхания оксидами металлов, окисями и оксидами азота, углерода, серы, хлора. Они составляют 0,2-0,3 случая на 10 тыс. работающих.

В структуре хронических проф. заболеваний преобладают заболевания органов дыхания - 56-64% всех заболеваний (от воздействия пыли - 50-57%), опорно-двигательного аппарата - 10-11%, неврит слухового нерва - 8-9%, вибрационная болезнь - 4-6%, заболевания кожи - 1,5-2,5%, заболевания органов зрения, новообразования - 1-1,5%, заболевания нервной системы 0,5%.

Приказом Минздравмедпрома №90 от 14.03.96г. утвержден «Список профессиональных заболеваний» (приложение №5), включающий наименование болезней, опасных и вредных производственных факторов, работ, которые могут привести к проф. заболеваниям. «Инструкцией по применению списка профессиональных заболеваний», утвержденной приказом Минздравмедпрома №405 от 10.12.96г., устанавливается, что названный выше «Список» является основным документом для установления диагноза заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) вопроса о трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также вопросов связанных с возмещением вреда здоровью работников.

Приказом Минздрава СССР №1303 от 30.09.86г. утверждена «Инструкция о порядке извещения, расследования, регистрации и учета профессиональных заболеваний», на основании которой в настоящее время производится расследование, регистрация и учет проф. заболеваний.

Расследование начинается с извещения центра санэпиднадзора, осуществляющего надзор на территории, о выявленном или заподозренном случае проф. заболевания. Извещение составляется врачом медицинского учреждения, обслуживающим предприятие или больного, в т.ч. здравпункта предприятия. В случае острого проф. заболевания (отравления) составляется экстренное извещение по форме №058/У и отсылается в центр санэпиднадзора, в течение 12 часов. В случае хронического профзаболевания извещение по форме №388/У высылается в центр санэпиднадзора в течение 3 суток.

По получении экстренного извещения специальное расследование причин и условий возникновения проф. заболевания производится в течение суток, при хроническом - в течение 7 дней. Спец. расследование производится врачом центра санэпиднадзора с участием врача лечебно-профилактического учреждения, представителей работодателя (администрации) и профсоюзной организации предприятия. Острое отравление считается несчастным случаем и на него распространяется порядок расследования соответствующего положения.

По результатам спец. расследования заболевания (отравления) составляется акт по форме №362/У-86 в 4х экземплярах: первый - для администрации предприятия, второй - для центра санэпиднадзора, третий - для лечебно-профилактического учреждения, ведущего наблюдение за больным, четвертый - для профкома предприятия.

Для регистрации больных профзаболеваниями в центрах санэпиднадзора и лечебно-профилактических учреждениях ведется «Журнал учета профессиональных заболеваний». Каждый случай подтвержденного профзаболевания вносится в медицинскую карту амбулаторного (стационарного) больного.

Акт спец. расследования о профессиональном заболевании служит также документом для установления возмещения вреда, нанесенного здоровью работника и потери профессиональной трудоспособности.

 Помимо осуществления мероприятий производственной санитарии, направленных на предотвращение и уменьшения уровня воздействия вредных факторов производства, применяются меры по снижению влияния этих факторов на организм работника - преимущественно профилактического и лечебного характера.

 Система профилактических мер, направленная на предотвращение вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса, способствующая физическому и психическому здоровью работников, и включающая правовые, организационно-технические, экономические, социально-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные аспекты составляет гигиену труда.

 Работодатель обязан за счет своих средств организовать проведение предварительных и периодических медосмотров. Порядок, обязанности и ответственность за проведение медосмотров устанавливается «Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников», утвержденным приказами Минздравмедпрома №90 от 14.03.96г. и Департамента здравоохранения Свердловской области №209-п от 11.07.96г.

Контингенты, подлежащих таким осмотрам, определяет территориальный центр санэпиднадзора до 1 декабря предшествующего года. Предприятия в течение месяца составляют поименные списки работников, которые в наступающем году должны пройти медосмотры по договору с медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии.

Указанным Приказом Минздравмедпрома утверждены перечни вредных веществ и факторов, работ, при занятости с которыми обязательно проведение медосмотров, а также перечень общих медицинских противопоказаний к допуску к работе с вредными веществами и факторами.

При выдаче лечебным учреждениям отрицательного заключения по использованию работника на рабочих местах с вредными условиями труда и опасных работах он не должен допускаться к этим работам.

Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС №731/п-13 от 16.12.87г. «О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда» утвержден перечень химических веществ, при занятости с которыми в концентрациях выше допустимых, рекомендуется в профилактических целях употребление молока или кисломолочных продуктов. Работникам, контактирующим с соединениями свинца, необходимо дополнительно выдавать 2 г пектина в виде 250-300 граммов фруктовых соков.

В целях укрепления здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний работников с особо вредными условиями труда, должности и профессии которых включены в «Перечень производств, профессий и должностей», утвержденный Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, выдается лечебно-профилактическое питание (ЛПП) и витамины. Утверждены правила бесплатной выдачи ЛПП, рационы и нормы.

Организация выдачи молока, ЛПП и витаминов является обязанностью администрации предприятия, как и обеспечение работников горячих цехов (участков) газированной подсоленной водой. На администрацию возлагается также устройство питьевого водоснабжения. Для снабжения работников пи

Просмотров всего: , сегодня:

Пожарная безопасность (скачать)
Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике (скачать)
Электробезопасность (скачать)

Дата создания: 21.10.2020

Дата обновления: 21.10.2020

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».